Полная версия  
18+
7 0
109 930 посетителей

Блог пользователя arsagera

Блог УК Арсагера

Блог об инвестициях и управлении капиталом, о макроэкономической ситуации. Аналитика по различным эмитентам и отраслям.
08.06.2015, 14:52

Трансаэро (TAER) Итоги 2014 г.: главное - не ввести в заблуждение...

Компания Трансаэро опубликовала отчетность по МСФО, а также операционные показатели своей деятельности за 2014 г.

Выручка компании выросла на 7,9% (здесь и далее г/г.), до 113,8 млрд руб. на фоне роста расчетной доходной ставки на перевозку пассажиров на 6,6%. При этом пассажирооборот в отчетном периоде остался на уровне прошлого года несмотря на сокращение трансфертного пассажирского потока между Украиной и США из-за драматических событий на Украине. Объем перевозки грузов также стагнировал (-0,6%), однако рост доходности перевозок позволил увеличить выручку по данному направлению на 10,5% до 4,5 млрд руб. Парк воздушных судов в отчетном году составил 104 самолета, львиная доля которых находится в финансовой или операционной аренде ( год назад - 100 самолетов).

Затраты компании сократились на 2,4% до 109,2 млрд руб. Отчасти подобная динамика была связана с начавшимся падением цен на авиатопливо в конце прошлого года, а также со снижением расходов на ремонт авиапарка и затрат на аэронавигационное и наземное обслуживание. В итоге операционная прибыль составила 4,5 млрд руб. против убытка в 6,46 млрд руб. год назад. При этом второе полугодие стало для компании операционно убыточным (-2 млрд руб.).

Блок финансовых статей традиционно предопределил итоговый результат. Имея внушительный долг (64,8 млрд руб.), компании пришлось потратить на его обслуживание 7,7 млрд. руб. Еще 6 млрд руб. составили лизинговые платежи. Дополнительно 1,3 млрд руб. было потеряно на операциях с производными инструментами. Наконец, около 9,5 млрд руб. составили отрицательные курсовые разницы по валютным кредитам. В итоге чистый убыток составил астрономическую сумму 14,5 млрд руб. (год назад - убыток 16,2 млрд руб.).

Немало интересного можно найти, изучая полный текст отчетности компании. Уже начало обещает «захватывающий сюжет»: почти страницу занимает выражение мнения аудитора с оговоркой. Среди прочих моментов в глаза сразу бросаются два. Во-первых, компания не применяет требований МСФО, согласно которым на конец каждого отчетного периода монетарные статьи в инвалюте переводятся по курсу на конец отчетного периода. Операции, выраженные в валютах, отличных от функциональной валюты компании, учитываются ею по официальным курсам, действующим на дату совершения операций. Сама компания указывает, что соблюдение требований ввело бы пользователей отчетности в заблуждение. По этой причине "нереализованные курсовые разницы не рассчитываются, а реализованные входят в состав прочих доходов/расходов и относятся на финансовые результаты".

На наш взгляд, можно поспорить с тем, что в большей степени вводит пользователей отчетности в заблуждение: игнорирование указанных требований стандартов МСФО или их неукоснительное выполнение. Со своей стороны предположим, что указанный путь избран для того, чтобы не пугать инвесторов еще более внушительными убытками от курсовых разниц (наши расчеты показывают, что если бы переоценка была произведена по курсу рубль/доллар на конец 2014 г., отрицательные курсовые разницы могли бы быть почти в два раза больше).

Но еще более впечатляющим выглядит другое признание аудитора (ООО "РСМ Русь"). Оказывается, ТРАНСАЭРО внезапно решила переоценить свои исключительные права на результаты интеллектуальной собственности - товарные знаки. Обратившись к балансу, невольно можно прийти в изумление: если в 2012 и 2013 г.г. их стоимость составляла чуть более 2 млрд руб., то по итогам 2014 г. по данной строке появляется умопомрачительная цифра 61,4 млрд руб.! То есть истинная стоимость за год увеличилась в 30 раз! Одновременно с этим статья пассива баланса "резерв переоценки" показала увеличение на 70 млрд руб. Естественно, переоценка была проведена при помощи независимых оценщиков...

Напомним, что компания все последние годы являлась хронически убыточной. Единственный раз ТРАНСАЭРО удалось показать прибыль в 2011 г., но тогда это произошло благодаря доходам от продажи основных средств и прочим доходам. Ничего удивительного нет в том, что собственный капитал после череды убыточных годов стремительно сокращался, достигнув в 2013 г. отрицательного значения 19,74 млрд руб. Добавив к нему указанный убыток за 2014 г. (14,4 млрд руб.), мы должны были бы увидеть дефицит собственного капитал свыше 33 млрд руб. Но вот - о, чудо! - после переоценки стоимости товарных знаков и синхронном увеличении статьи "резерв переоценки" собственный капитал компании составил не минус 33 млрд руб., а плюс 33 млрд руб. Настоящее "чудо"! Сам аудитор поспешил дистанцироваться от подобных событий, скромно указав, что достоверных доказательств для подобной переоценки он не получил...

На этом фоне уже не кажется чем то необычным, что компания в своей отчетности не применяет требования стандартов МСФО в части необходимости переноса превышения поступлений от продажи активов (самолетов) с обратной финансовой арендой над их балансовой стоимостью на следующие периоды и амортизации его на протяжении срока аренды и признает такое превышение в отчетном периоде (т.е. отражая финансовый результат от таких операций в текущем периоде) и не формирует и признает отложенные доходы в балансе. И вновь, как и в случае с отражением курсовых, компания предпочитает игнорировать требования стандартов МСФО, опасаясь ввести пользователей отчетности в заблуждение...

Дополнительный интерес в отчетности представляют увеличившееся количество собственных акций на балансе (с 6,8 млн шт. до 20,4 млн шт) до 13,26% уставного капитала (операция, к которой не дано никаких пояснений). Из сообщений в СМИ стало известно, что на рубеже 2013-2014 г.г. структуры эмитента заключили сделку по продаже части пакета квазиказначейских акций (9,35% УК) с Росгосстрах Банком. Также весьма занимательным выглядит тот факт, что несколько позднее (в апреле 2014 г.) компании потребовался маркетмейкер для ее собственных акций, о чем можно узнать из существенного факта, озаглавленного "Заключение эмитентом договора о поддержании (стабилизации) цен на эмиссионные ценные бумаги эмитента". Глядя на график цен, можно предположить, что в сложных условиях стабилизация курса акций была обеспечена: в то время как отечественный фондовый рынок лихорадило, бумаги ТРАНСАЭРО находились в узком диапазоне 200-210 рублей. Конец стабильности пришел с наступлением весны текущего года: с тех котировки рухнули более чем вдвое, что значительно хуже динамики индекса ММВБ. Ничего удивительного: 30 января 2015 г. срок действия договора истек...

Не нашлось места в отчетности и традиционному для компаний анализу чувствительности к укреплению/ослаблению рубля в разделе валютных рисков. По мнению компании, это "не имеет существенного значения, так как относится в значительной мере к обязательствам срочностью 1-10 лет и более. Для целей минимизации и оперативного контроля валютного риска более важным является факт сбалансированности поступлений и платежей в иностранной валюте". И правда, зачем вводить пользователей отчетности в заблуждение...

Отчетность содержит целый букет нюансов. Последний раз нечто подобное мы наблюдали у Ютэйра (http://bf.arsagera.ru/transport/aviakompaniya_yutejr/yutejr_kreativ_v_rezhime_nonstop/). Интересно, что обе компании принадлежат не только к одной отрасли, но и исповедовали весьма схожие стратегии: агрессивный захват доли рынка за счет масштабной программы расширения флота на заемные деньги. При этом ни той, ни другой таки и не удалось выйти в зону устойчивой прибыльности. Зато обе компании, по данным "Коммерсанта", уже обратились за господдержкой. Причем свое сложное положение обе склонны усматривать отнюдь не в собственных просчетах, а во внешних обстоятельствах ("в кризисе"). Как показывает практика, государство в таких случаях руководствуется масштабом бизнеса и не разбирается в подлинных причинах, которые привели заявителей к плачевному положению. А, значит, есть большая вероятность того, что средства налогоплательщиков и далее будут идти на их поддержку, поощряя неэффективные менеджерские стратегии.

0 0

Последние записи в блоге

Юнипро UPRO Итоги 1п/г24 Кратное увеличение финансовых доходов усилило рост операционной прибыли
Сбербанк России, (SBER). Итоги 1 п/г 2024 г.: ROE существенно выше 20% несмотря ни на что
ЭЛ5-Энерго, (ELFV). Итоги 1 п/г 2024 г.: прибыль выросла несмотря на увеличение процентных расходов
Банк ВТБ, (VTBR). Итоги 1 п/г 2024 г.: единовременные эффекты не дали прибыли просесть сильнее
НОВАТЭК, (NVTK). Итоги 1 п/г 2024 г.: вклад совместных предприятий поддержал итоговый результат
Газпром нефть, (SIBN). Итоги 1 п/г 2024 г.: рост прибыли за счет финансовых статей
Группа Позитив, (POSI). Итоги 1 п/г 2024 г.: высокие ожидания несмотря на сезонные убытки
Северсталь CHMF Итоги 1п/г24 Ухудшение рентабельности и курсовые привели к падению прибыли
Коршуновский ГОК, (KOGK). Итоги 1 п/г 2024 г.: кратный рост финансовых доходов обеспечил прибыль
Уральская кузница, (URKZ). Итоги 1 п/г 2024 г.

Последние комментарии в блоге

ETALON GROUP PLC. (ETLN) Итоги 1 п/г 2022 г: под знаком «эффекта сбежавшего инвестора» (1)
Аэрофлот, (AFLT). Итоги 1 п/г 2023 года (1)
Распадская (RASP) Итоги 2015 года: сокращение операционного убытка в 10 раз (1)
Банк ВТБ (VTBR) Итоги 9 мес. 2021 г.: Четырехкратный рост прибыли (1)
Обувь России OBUV Итоги 1 п/г 2020: новый вектор развития набирает ... (1)
Банк Возрождение (VZRZ, VZRZP) Итоги 2019 г.: высока прибыль вследствие разовых эффектов (1)
МРСК Волги (MRKV) Итоги 2019 г.: снижение прибыли на фоне сокращения числа потребителей (1)
Южный Кузбасс (UKUZ) (1)
Русполимет (RUSP) Итоги 2017: перспективный рост (1)
АФК Система (AFKS). Итоги 9 мес. 2017 г.: неплохие показатели ключевых сегментов (1)

Теги

arsa (33)
акции (2401)
акция (52)
аналитика (162)
арсагера (2575)
Башнефть (18)
блогофорум (2092)
выручка (1930)
газпром (22)
инвестиции (43)
ммвб (121)
отрасль (640)
отчетность (114)
призы (74)
прогноз (1004)
тикер (632)
фондовый рынок (948)
ценные бумаги (814)
электроэнергетика (23)
эмитент (637)