К нашему спору с СБН.
Его троцкизм терпит поражение.
Мой Великодержавный шовинизм
сталинского толка побеждает.
О чем пишу с самого начала.
Так будет до тех пор, пока Вы не создадите
свои Вселенные и не установите свои правила.
Чего пока не наблюдается.
Не ленитесь.🙏
А если ленитесь, то просто раздвиньте ноги и
получайте удовольствие. ©
ДУГИН.
О философском смысле СВО.
2/3
В холодной войне развертывался спор за толкование конца истории -будет ли он коммунистическим или капиталистическим.
И не случайно Фукуяма написал свой программный текст именно тогда, когда СССР рухнул. Тогда казалось, что вопрос решен и либерализм победил окончательно.
Однако сам Маркс, со своей стороны, тоже заимствовал этот концепт в совершенно иной политической идеологии – у глубоко консервативного монархического и имперского мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Если копать еще глубже, то мы придем к христианской и даже дохристианской (прежде всего иранской) эсхатологии, к учению о конце времен. Но это уведет нас слишком далеко. В Новое время тезис о конце истории выдвинул и обосновал именно Гегель, и в системе его философии он играет ключевую роль.
По Гегелю история есть процесс развертывание Духа, который проходит через природу, смену религий и цивилизаций, пока не достигнет своей кульминации – конец сомкнется с началом, альфа с омегой.
Пройдя множество испытаний и диалектических поворотов, Дух, движущий человечеством, воплотится в конце концов в Абсолютной Монархии, в мировой Империи, которая станет Империей Духа.
Власть в ней будет передана высшему самодержцу, просвещенному монарху-философу. Капитализм и гражданское общество будет лишь стадией в развертывании этого процесса, а научный материализм перейдет к ангелической чисто духовной науке.
Гегель считал, что это произойдет в Германии (тогда Германской Империи еще не существовало) и станет триумфом немецкой духовной культуры и философии. На Гегеля в философском смысле и опирался Бисмарк, создавший Второй Рейх.
Итак, аутентичное толкование «конца истории» у самого создателя этого концепта есть триумф Мировой Духовной Монархии. И правые гегельянцы – русские славянофилы или последователи Джованни Джентили в Италии – именно так и считали. Сами немцы верили в миссию своего Рейха. Славянофилы толковали это как предсказание о судьбе Российской Империи, когда она станет духовной и народной. Итальянцы связывали конец истории с возрождением римской традиции и величием Италии.
Маркс, превративший духовную диалектику Гегеля в своей исторический материализм (существенно извратив оригинал), согласился с тем, что либеральный капитализм – лишь промежуточная стадия, но поставил на место Империи Духа коммунизм и материалистическое мировоззрение. Эсхатология же сохранилась – все что делали коммунисты, было обращено именно к будущему, то есть к концу истории.
Победа СССР в Великой отечественной войне над Третьим Рейхом сняла с повестки дня германское толкование конца истории.
Левое гегельянство победило правое. А на ином уровне -- Российская Империя (пусть и имплицитная) победила Германскую.
Вот тогда-то и появился Кожев с его либеральным прочтением конца истории. Эта теория ждала своего часа, и после краха СССР Фукуяма о ней напомнил Западу, а глобалистские центры подхватили и принялись воплощать в жизнь. Однополярный миропорядок опирался на либеральную версию гегельянской эсхатологии.