Китайская классическая поэзия
часть 11
Лу Ю
глава I
1125-1210г.
Лу Ю прозв. Лу Фан-вэн. Происходил из старинного рода, известного гражданскими и военными заслугами.
Лу Ю осознавал себя представителем многих поколений, обязанным приумножить славу предков. Для него делом жизни стала борьба против капитулянтской политики пр-ва Южной Сун (1127-1279), отдавшего земли к северу от Янцзы чжурчжэням.
В 1153 столкнулся с произволом властей, когда дважды отменялись результаты чиновничьих экзаменов, принесшие поэту первое место.
Лишь осенью 1158 началась гос. служба.
В 1160 занял невысокий пост при дворе и подал императору несколько докладов с важными предложениями. Выступление против фаворитов вызвало гнев у государя, и Лу Ю был отправлен в провинцию.
В 1166 уволен по обвинению в том, что подстрекал крупного военачальника выступить в освободительный поход на север.
В то время Лу Ю начал отказываться от творческих установок на подражание прошлым образцам. Увиденное и пережитое за полугодичное плавание в 1170 по Янцзы на запад, в Сычуань, нашло отражение в путевом дневнике «Жу Шу цзи» («Поездка в Шу») и 52 стихах.
Во время пребывания поэта в Сычуани в его творчестве значительное место заняла тема родины. Частое противопоставление праздной знати и бездеятельных генералов страдающему от иноземного рабства народу придавало его стихам особый драматизм.
Продолжая осуждать двор за уступки врагам, поэт укреплялся в мысли о праве человека на образ жизни, не укладывающийся в рамки ортодоксальных конфуцианских представлений.
Прежнее чувство долга перед обществом сохранялось, но вместе с тем возрастало значение, придававшееся частной жизни, где поэт стремился обрести личную свободу.
Даосская философия открывала Лу Ю мудрость принципа цзы жань («естественность»), с которым перекликались представления чань-буддизма о важности непредвзятого восприятия явлений мира.
Вольнолюбивым настроениям открывался простор в стихах о вине, в которых часто повторяются слова «сумасшедший», «безумный» как обозначение особого состояния человека, возвышающегося над серостью будней.
В стихах сычуаньского периода Лу Ю говорит о своем необузданном характере, о неуемной жажде жизни; они во многом близки творениям Ли Бо. Их роднят наслаждение радостями бытия, повышенная эмоциональность поэтического языка.
В 1178 пришел вызов в столицу.
На высоких постах в провинциях Фуцзянь и Цзянси поэт ревностно относился к обязанностям, но был оклеветан и отправлен в отставку.
Пять лет он прожил в деревне и все чаще говорил о Тао Юань-мине как примере для подражания. Лу Ю искусно устанавливал взаимосвязь пейзажных элементов с лирическими признаниями. Размышлял над законами поэтического искусства, считал, что творческий акт при всей своей необычности имеет истоки в повседневной действительности. По его словам, талант способен постичь «события прошлого» и «секреты сил созидания», ничто в мире не остается скрытым от мысленного взора поэта.
Приглашенный в 1189 в столицу на пост в Ведомстве церемоний, Лу Ю в ряде докладов императору ставил всегда волновавшие его проблемы — освобождение захваченных территорий Китая и положение крестьян.
По обвинению в непочтительности к высшим властям был удален от дел.
Последние 20 лет поэт находился в Шаньини. Он утвердился в сознании, что пребывание среди природы и общение с земледельцами преисполнены философского смысла и способны дать моральное удовлетворение.
Тема деревни стала одной из главных в его творчестве. С сельским краем было связано ощущение полноты бытия. В стихах он приводил множество примет и подробностей крестьянского быта.
Наследие Лу Ю огромно: более 9 тыс. стихотворений в жанре ши, 130 цы, путевой дневник «Поездка в Шу», труд «Нань Тан ши» («История [династии] Южная Тан»), множество образцов изящной словесности.
часть 11
Лу Ю
глава I
1125-1210г.
Лу Ю прозв. Лу Фан-вэн. Происходил из старинного рода, известного гражданскими и военными заслугами.
Лу Ю осознавал себя представителем многих поколений, обязанным приумножить славу предков. Для него делом жизни стала борьба против капитулянтской политики пр-ва Южной Сун (1127-1279), отдавшего земли к северу от Янцзы чжурчжэням.
В 1153 столкнулся с произволом властей, когда дважды отменялись результаты чиновничьих экзаменов, принесшие поэту первое место.
Лишь осенью 1158 началась гос. служба.
В 1160 занял невысокий пост при дворе и подал императору несколько докладов с важными предложениями. Выступление против фаворитов вызвало гнев у государя, и Лу Ю был отправлен в провинцию.
В 1166 уволен по обвинению в том, что подстрекал крупного военачальника выступить в освободительный поход на север.
В то время Лу Ю начал отказываться от творческих установок на подражание прошлым образцам. Увиденное и пережитое за полугодичное плавание в 1170 по Янцзы на запад, в Сычуань, нашло отражение в путевом дневнике «Жу Шу цзи» («Поездка в Шу») и 52 стихах.
Во время пребывания поэта в Сычуани в его творчестве значительное место заняла тема родины. Частое противопоставление праздной знати и бездеятельных генералов страдающему от иноземного рабства народу придавало его стихам особый драматизм.
Продолжая осуждать двор за уступки врагам, поэт укреплялся в мысли о праве человека на образ жизни, не укладывающийся в рамки ортодоксальных конфуцианских представлений.
Прежнее чувство долга перед обществом сохранялось, но вместе с тем возрастало значение, придававшееся частной жизни, где поэт стремился обрести личную свободу.
Даосская философия открывала Лу Ю мудрость принципа цзы жань («естественность»), с которым перекликались представления чань-буддизма о важности непредвзятого восприятия явлений мира.
Вольнолюбивым настроениям открывался простор в стихах о вине, в которых часто повторяются слова «сумасшедший», «безумный» как обозначение особого состояния человека, возвышающегося над серостью будней.
В стихах сычуаньского периода Лу Ю говорит о своем необузданном характере, о неуемной жажде жизни; они во многом близки творениям Ли Бо. Их роднят наслаждение радостями бытия, повышенная эмоциональность поэтического языка.
В 1178 пришел вызов в столицу.
На высоких постах в провинциях Фуцзянь и Цзянси поэт ревностно относился к обязанностям, но был оклеветан и отправлен в отставку.
Пять лет он прожил в деревне и все чаще говорил о Тао Юань-мине как примере для подражания. Лу Ю искусно устанавливал взаимосвязь пейзажных элементов с лирическими признаниями. Размышлял над законами поэтического искусства, считал, что творческий акт при всей своей необычности имеет истоки в повседневной действительности. По его словам, талант способен постичь «события прошлого» и «секреты сил созидания», ничто в мире не остается скрытым от мысленного взора поэта.
Приглашенный в 1189 в столицу на пост в Ведомстве церемоний, Лу Ю в ряде докладов императору ставил всегда волновавшие его проблемы — освобождение захваченных территорий Китая и положение крестьян.
По обвинению в непочтительности к высшим властям был удален от дел.
Последние 20 лет поэт находился в Шаньини. Он утвердился в сознании, что пребывание среди природы и общение с земледельцами преисполнены философского смысла и способны дать моральное удовлетворение.
Тема деревни стала одной из главных в его творчестве. С сельским краем было связано ощущение полноты бытия. В стихах он приводил множество примет и подробностей крестьянского быта.
Наследие Лу Ю огромно: более 9 тыс. стихотворений в жанре ши, 130 цы, путевой дневник «Поездка в Шу», труд «Нань Тан ши» («История [династии] Южная Тан»), множество образцов изящной словесности.