10.06.2003 12:33 |
Минэкономразвития подготовило программу невмешательства государства в регулирование экономики в рамках административной реформы |
Минэкономразвития подготовило программу невмешательства государства в регулирование экономики в рамках административной реформы, заявил первый заместитель Минэкономразвития Михаил Дмитриев на ежегодной конференции, организованной Ассоциацией российских менеджеров.
Как он отметил, программа невмешательства государства в экономику призвана снизить давление государства на бизнес, повысить эффективность взаимодействия государства и бизнеса. Кроме того, программа определяет функции правоустановления государства, задающие направление взаимодействия государства и бизнеса.
Одним из основных положений программы является установление принципов публичности и открытости при разработке новых законов и нормативных актов, привлечение к этому процессу бизнеса, а также привлечение институтов независимой экспертизы по исследованию последствий введения новых законов и подзаконных актов.
Кроме того, предлагается ввести презумпцию открытости, т.е. изначально считается, что любой документ (закон, подзаконный акт и т.д.) должен быть открытым для всех, если он не является закрытым по закону.
Программа также включает принцип презумпции полезности услуг государства и государственного управления. Участие чиновников в управлении экономикой должно быть исключено при отсутствии факторов полезности этого. В частности, Минэкономразвития подготовило законопроект о целесообразности госрегулирования, который планируется утвердить в сентябре.
Также министерством предлагается ввести принцип целесообразности приватизации, направленный на снижение доли госсобственности, которая управляется неэффективно. Т.е. если не доказано, что госсобственность управляется эффективно, то она должна быть продана. Презумпция компетентности оказания неконкурентных услуг государством в хозяйственной сфере призвана напрямую сократить участие государства в экономике.
Кроме того, Минэкономразвития предлагает ввести презумпцию нецелесообразности расходов госпрограмм. Как сказал М.Дмитриев, данный принцип уже введен правительством США в действие и показал хорошие результаты. Согласно этому принципу каждый реализованный этап программы должен анализироваться и в случае отсутствия фактов, подтверждающих эффективность госпрограммы, она должна быть закрыта.
М.Дмитриев также обратил внимание о необходимости введения презумпции добросовестности государства при выполнении функций контроля и надзора.
Эффективность выполнения этих функций государством должна быть доказана, иначе надобность в этих функциях отпадает. В настоящее время Минэкономразвития составляет реестр государственных услуг на основе оценки бизнесом критериев их эффективности. Минэкономразвития также предлагает изменить механизм финансирования госвласти, введя формирование бюджетов госструктур в зависимости от объемов их услуг и их эффективности.
Как сказал М.Дмитриев, в России около 1 млн госчиновников (в т.ч. в регионах), но это меньше, чем в развитых странах (США, Англия и т.д.). Проблема состоит не только в повышении эффективности их работы, но и в сокращении негосударственных структур (по словам М.Дмитриева, их десятки тысяч), наделенных госфункциями по надзору и контролю.