Полная версия  
18+

Минфин РФ предлагает более равномерные распределенные по географии доходы передать в бюджеты субъектов РФ, а в федеральном бюджете централизовать менее равномерно распределенные

Правительство сегодня рассматривает вопрос о разграничении расходных и доходных полномочий. Как заявила в интервью СМИ замминистра финансов Татьяна Голикова, Минфин предлагает более равномерные распределенные по географии доходы передать в бюджеты субъектов РФ, а у себя централизовать те, которые сегодня менее равномерно распределены, в том числе налог на добычу полезных ископаемых.

Обязательства федерального бюджета 2005 г. возрастут. 6.2 млрд руб. - это тот минимум, который Минфин сегодня ожидает. Минфин не предлагает дополнительную передачу доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Минфин предлагает правительству в 2005 г. передать в бюджеты субъектов Российской Федерации оставшиеся 15% акциза на ГСМ, 50% федеральных акцизов на ликеро-водочную продукцию и на эквивалентную сумму забрать НДПИ на нефть и акцизы на метиловый спирт. Конечно, ключевую позицию в данном случае занимает НДПИ на нефть. "Возможно, Минфин должен будет поменять расщепление: сегодня - 80 на 20, а мы предполагаем сделать 90 на 10, т.е. 10% будут оставаться в бюджетах субъектов, а 90% отойдут федеральному бюджету", - заявила Т.Голикова.

Это будет означать, что те субъекты, которые сегодня являются дотационными, получат в этом смысле существенный плюс, потому что акцизы более равномерно распределены по территории Российской Федерации, и это будет чистый плюс бюджетов субъектов. Что касается НДПИ, то, конечно, это вопрос, который потребует серьезного обсуждения. Сегодня этот налог сосредоточен в основном в бюджетах субъектов-доноров.

Налог на прибыль пока оставлен в прежней конструкции. Минфин только предполагает, что те 2%, которые сегодня существуют в местных бюджетах, должны перейти на уровень субъектов Российской Федерации. Когда подходы к разграничению полномочий федерации и субъектов будут одобрены, Минфин в рамках доработки более предметно сделает разграничения между субъектами и местными бюджетами. Сегодня уже есть предварительные расчеты по пропорциям. И уже в рамках формирования изменений в Бюджетный кодекс это будет прописано по всем уровням бюджетной системы.

В рамках перераспределения, если брать консолидированный бюджет за сто процентов, распределение налоговых доходов будет выглядеть следующим образом, естественно без учета финансовой помощи: федеральный бюджет - 56%, консолидированные бюджеты субъектов - 44%, из них на региональные - 32% и местные - 12%.

Как отметила Т.Голикова, финансовая помощь будет оказываться на уровне 2.5% ВВП: "Так сложилось на протяжении ряда лет, и я думаю, что этот процент сохранится". Фонд компенсации, скорее всего, тоже не отомрет прямо с 2005 года. В какой-то форме, может быть в меньшем виде, он еще будет существовать. Что касается бюджетных ссуд, то, наверно, логично в рамках разграничения полномочий от этого отказаться. Хотя не факт, что это произойдет с 2005 года. "Говорить об отмене финансовой помощи можно только тогда, когда мы не будем менять каждый год налоговое законодательство, когда все органы бюджетной системы адаптируются к условиям работы в рамках разграничения полномочий, т.е. когда будет приведено в соответствие законодательство, будут полноценно разграничены доходы, будет постоянная налоговая база. Для этого нужно не менее трех лет", - считает Т.Голикова.

Что касается налогов как таковых, то, конечно, отмена налога с продаж заставляет Минфин поделиться доходами, и это стоит для федерального бюджета порядка 40 млрд рублей. Получается, что, отменив налог с продаж с 1 января 2004 года, Минфин отдает 40 млрд рублей вчистую, т.е. на эту сумму снижаются доходы федерального бюджета. "Чем больше полномочий мы им передаем, в том числе и в части налогов, тем более сбалансированными будут их бюджеты", - сказала Т.Голикова.

Налог на имущество предприятий сейчас делится в пропорции 50 на 50: 50% - субъектам и 50% - в местные бюджеты. В рамках разграничения полномочий Минфин не планирует регулировать этот процесс сверху, т.е. будет записано, что это региональный налог. Расщепление они будут устанавливать уже собственными законодательными актами.

Разграничение бюджетных полномочий приведет к тому, что многие социальные льготы либо исчезнут, либо будут видоизменяться. Ведь только в 2003 г. на оплату льгот Минфину потребуется порядка 60 млрд рублей. Как считает Т.Голикова, скорее всего исчезнут льготы, которые и так на протяжении ряда лет не выполняются. Видимо, придется объединить некоторые законы. Скажем, закон о социальной защите с Законом о ветеранах, потому что на сегодняшний день существуют взаимопересекающиеся льготы.

Регионам сегодня страшно оторваться от федерального финансирования по социальным вопросам, считает Т.Голикова. На сегодняшний день общий объем обязательств Минфина составляет 6.5 трлн руб. И сейчас, конечно, некоторым субъектам страшно брать на себя ответственность за социальную политику, которая будет децентрализована. Каждый субъект будет здесь принимать решение, исходя из своих возможностей. "У нас возможности на 4.5 трлн руб., а обсуждаем мы вопрос о 6.5 трлн руб. В любом случае нам нужно идти на разграничение полномочий, потому что их отсутствие порождает еще большую неразбериху и влечет за собой еще большие обязательства федерального бюджета", - сказала Т.Голикова.

Первоначальные предложения Министерство финансов представляло 13 февраля. Они в большей степени касались разграничения расходных полномочий и тех финансовых последствий, которые ожидают все три уровня бюджетной системы в связи с тем, что ряд обязательств, которые на сегодняшний день являются не финансируемыми, при переходе из одного уровня бюджетной системы в другой, очевидно, возрастут.

Первый вариант разграничений, который рассматривался 13 февраля, был сделан в условиях 2003 года. Предполагалось, что на уровень федерального бюджета дополнительно будет взято 20 млрд рублей. Соответственно серьезное увеличение получат бюджеты субъектов Российской Федерации по обязательствам в связи с передачей с местного уровня обязательств по обеспечению выплаты заработной платы и учебного процесса. На эквивалентную сумму увеличения обязательств федерального бюджета и субъектов сокращались обязательства местного бюджета.

Послде этого соответствующие законопроекты проходили рассмотрение в комитетах Госдумы. Там обсуждались достаточно серьезные поправки, которые могут менять параметры разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Делались расчеты того, как условиях 2003 и 2005 годов могут измениться расходные обязательства трех уровней бюджетной системы.

В результате Минфином было сделано разграничение и на основе действующего 2003 года, и в условиях 2005 года с учетом новых предложений по налогам, которые внесены Министерством финансов, и рекомендаций Комиссии по оптимизации расходов.

Если Минфин будет переводить обязательства 2005 года по мере перераспределения полномочий между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами, соответственно увеличение федерального бюджета составит 6.2 млрд рублей. Более серьезное увеличение, чем было раньше, получили бюджеты субъектов, а обязательства местных бюджетов сокращаются.

Цифра 6.2 млрд руб. не учитывает установленные, но не исполняемые обязательства, т.е. сделано предположение, что все существующие финансироваться не будут. То, что на сегодняшний день приостановлено или не финансируется, финансироваться пока не будет. Будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство. Некоторые обязательства, видимо, перерастут в обязательства финансируемые. Это касается транспортных льгот, которые существуют у военных. На сегодняшний день они по сути не финансируются федеральным бюджетом и уходят в убытки транспортных организаций, которые финансируются бюджетами субъектов. Сегодня это 20.8 млрд руб. - обязательства установленные, а обязательства финансируемые - 1.2 млрд руб. Это и есть разница между существующими и финансируемыми в условиях 2003 г. и возможными к исполнению в 2005 г. "Очевидно, что нам придется принимать решение либо по замене льгот на денежные компенсации, либо по увеличению денежного довольствия, но просто отменить мы их не сможем", - сказала Т.Голикова.

Другие новости

23.04.2003
11:45
Корпорация Corning понесла в I квартале чистые убытки в 205 млн долл., прибыль без учета разовых статей превысила прогнозы
23.04.2003
11:34
Аукцион прямого репо в 11.00 мск не состоялся
23.04.2003
11:31
А.Браверман: Продажа 17.8% акций ММК будет реализована на аукционе, а не на спецаукционе
23.04.2003
11:28
Банк Зенит планирует в августе начать размещение облигаций объемом 1 млрд руб. на ММВБ
23.04.2003
11:17
Минфин РФ предлагает более равномерные распределенные по географии доходы передать в бюджеты субъектов РФ, а в федеральном бюджете централизовать менее равномерно распределенные
23.04.2003
11:11
Во Франции объем потребительских расходов домашних хозяйств вырос в марте на 0.3% после снижения в феврале на 0.7%
23.04.2003
11:10
Торги облигациями ООО "Илим Палп Финанс" в секции фондового рынка ММВБ могут начаться 28 апреля, вторичное обращение облигаций на ММВБ началось 22 апреля
23.04.2003
10:59
Премьер-министр М.Касьянов подписал "Правила погашения задолженности перед федеральным бюджетом, выраженной в валюте, госбумагах и правах требований по внешнему госдолгу РФ"
23.04.2003
10:58
Во Франции потребительские цены повысились в марте на 0.5% по сравнению с февралем и на 2.6% за год (уточненные данные)
Комментарии отключены.