Полная версия  
18+

Минимущество РФ считает основным направлением реализации госполитики в области имущественно-земельных отношений в РФ соответствия состава госимущества функциям государства с последовательной приватизацией избыточного имущества (часть 1)

Основные направления реализации государственной политики в области имущественно-земельных отношений в РФ должны быть основаны на принципах соответствия состава госимущества функциям государства с последовательной приватизацией избыточного имущества; текущего и перспективного планирования при системном контроле использования имущества. Об этом говорится в материалах Министерства имущественных отношений РФ, подготовленных к сегодняшнему заседанию правительства РФ.

Решение этой задачи предлагается осуществлять по следующим направлениям: классификация федерального имущества в соответствии с нормативно установленными целями управления по каждому объекту; совершенствование и разработка новых механизмов управления объектами федеральной собственности, обеспечивающих повышение эффективности их использования и защиту прав государства как собственника имущества и участника коммерческих и некоммерческих организаций; оптимизация структуры федеральной собственности, исходя из необходимости обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Для решения поставленной президентом РФ задачи определения необходимого государству имущества необходимо урегулировать отношения по формированию состава имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в целях обеспечения экономической имущественной основы выполнения соответствующими органами публичной власти полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами.

Президент РФ внес в Госдуму проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этими документами определена процедура передачи органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых бюджетных и имущественных мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов, по эффективному исполнению полномочий.

Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено осуществление соответствующей публичной функции, а его отчуждение не может иметь место ни в результате приватизации, ни в результате банкротства, ни в результате исполнительного производства.

К видам такого имущества, наряду с имуществом изъятым из оборота и имуществом отнесенным в настоящее время законами исключительно к федеральной собственности, должно быть отнесено имущество, необходимое для решения ограниченного круга стратегических и социально-ориентированных задач, ставящихся государством перед организациями госсектора.

В отношении государственного и муниципального имущества, не используемого для осуществления соответствующих публичных функций (утратившего такое назначение), должны применяться в полном объеме нормы гражданского законодательства.

В соответствии с этими подходами предлагается законодательно установить следующую классификацию федерального имущества: имущество, необходимое для осуществления функций и задач государства; имущество, утратившее такое значение (коммерческое федеральное имущество).

По мнению Минимущества, решением правительства РФ уже сейчас может быть организована работа по отнесению федерального имущества к одной или другой группе. Первоначально необходимо провести ревизию (инвентаризацию) использования имущества и в дальнейшем установить систематическое ежегодное проведение такой проверки и классификации. Эта работа носит комплексный межведомственный характер.

Необходимо установить особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также владения, пользования и распоряжения им. Такое имущество должно находиться либо непосредственно в казне соответствующего публичного образования, либо должно быть закреплено на праве оперативного управления соответственно за казенными предприятиями или учреждениями.

Имущество, необходимое для реализации государственных функций, как правило не должно быть предметом гражданско-правовых договоров.

Передача прав владения и пользования федеральным имуществом, необходимым для реализации государственных функций, может осуществляться по договорам концессии одновременно с предоставлением концессионеру права на осуществление деятельности, для которой предназначено указанное имущество.

В то же время следует законодательно установить, что закрепленное на праве оперативного управления за казенными предприятиями и учреждениями имущество не может быть передано в аренду, безвозмездное пользование, а также быть предметом иных гражданско-правовых сделок, если в отношении такого имущества уполномоченным органом власти не принято решение о признании такого имущества излишним (решение о высвобождении имущества) и его изъятии. Не соответствующие целям и предмету деятельности казенных предприятий и учреждений сделки по приобретению имущества, а также по распоряжению закрепленным за ними имуществом должны признаваться в судебном порядке недействительными по иску уполномоченного правительством РФ федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или прокурора.

В результате проведенных реформ часть имущества, необходимого для реализации государственных функций, была передана в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ. В отношении такого имущества предлагается установить, что оно может находиться в собственности хозяйственных обществ, не менее 50 проц уставного капитала плюс одна акция которых принадлежат Российской Федерации. В случае, если доля в таких обществах оказалась менее таковой, принимаются меры по доведению ее до необходимого уровня. Порядок управления акциями таких хозяйственных обществ должен определяться президентом РФ.

Требуется законодательно установить, что на имущество, необходимое для реализации государственных функций, не может быть обращено взыскание.

Таким образом, это имущество фактически будет выведено из гражданского оборота и управление таким имуществом потребует выработки соответствующих (особых) критериев оценки эффективности его использования, стимулирования и ответственности лиц, управляющих этим имуществом.

Вместе с этим в результате изменения или постановки новых государственных задач, а также в переходный период в собственности РФ и иных публичных образований будет находиться и коммерческое имущество. Основной целью государственной политики в отношении такого имущества остается его приватизация. Однако в тех случаях, когда приватизация такого имущества будет признана экономически неэффективной, к нему в полной мере должны применяться предусмотренные концепцией и действующими нормативными правовыми актами механизмы управления, которые показали свою действенность на практике и обеспечивают постоянный и стабильный доход в виде арендных платежей, дивидендов и иных возобновляемых доходов.

Акции акционерных обществ, не включенных в число необходимых для обеспечения стратегических интересов РФ, должны быть как и иное федеральное имущество "предложены" рынку, главным образом, путем их приватизации. Однако, с учетом того, что ускоренный масштабный процесс приватизации акций ОАО способен дестабилизировать ситуацию на рынке, приватизацию акций предлагается проводить поэтапно в соответствии со среднесрочной (трехлетней) программой приватизации.

До момента приватизации основной целью РФ в управлении такими акциями должно быть извлечение доходов, под которыми понимаются дивиденды, повышение капитализации и ликвидности. При этом, необходимо передать функции по управлению такими пакетами акций профессиональным управленцам. С этой целью необходимо внедрить рыночные механизмы, в частности, передачу акций в доверительное управление.

Кроме того, в связи с потребностями осуществления в ряде отраслей экономики качественных структурных преобразований, включая создание новых вертикально интегрированных структур, следует уделить внимание такому способу приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Другие новости

06.02.2003
11:00
Минфин РФ выплатил МВФ около 42.46 млн долл.
06.02.2003
11:00
Л.Слиска: пакет законопроектов по реформе электроэнергетики во II чтении может быть рассмотрен Госдумой 12-14 февраля
06.02.2003
10:55
Минфин РФ: Профицит федерального бюджета в январе составил 37.8 млрд руб
06.02.2003
10:52
Минимущество РФ считает основным направлением реализации госполитики в области имущественно-земельных отношений в РФ соответствия состава госимущества функциям государства с последовательной приватизацией избыточного имущества (часть 2)
06.02.2003
10:50
Минимущество РФ считает основным направлением реализации госполитики в области имущественно-земельных отношений в РФ соответствия состава госимущества функциям государства с последовательной приватизацией избыточного имущества (часть 1)
06.02.2003
10:46
Госсекретарь США Колин Пауэлл: Ирак продолжает нарушать резолюцию ООН о разоружении
06.02.2003
10:40
Юникон: Цены мирового рынка на нефть марки Urals в 2002 г. выросли на 3.7%, на мазут - на 19.3% на автобензин снизились на 2.1%, на дизтопливо - на 1.9%
06.02.2003
10:34
Агентство "Эксперт РА" присвоило рейтинг надежности Московскому перестраховочному обществу на уровне "А+"
06.02.2003
10:29
Совет Госдумы не обсуждал сегодня дату рассмотрения пакета законопроектов о реформе электроэнергетики во II чтении
Комментарии отключены.