Полная версия  
18+

Правительство РФ приняло решение внести в Госдуму проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, не являющегося более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области

Правительство РФ сегодня на заседании одобрило проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области" и принято решение внести его в Государственную Думу в установленном порядке. Об этом сообщает Департамент правительственной информации.

Россия и США 29 августа и 1 сентября 2000 г. подписали Соглашение между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области.

Соглашение является конкретизацией совместного Заявления Президента РФ и Президента США о принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны от 2 сентября 1998 года. В соответствии с согласованными в Заявлении принципами утилизации такого плутония Соглашение предусматривает его утилизацию в качестве топлива существующих ядерных реакторов, реакторов, которые могут появиться в будущем, а также посредством иммобилизации с высокорадиоактивными отходами или любыми другими взаимосогласованными способами. Соглашение не предусматривает каких-либо ограничений на тип смешанного уран-плутониевого топлива.

Соглашение обеспечивает паритетность как в общем количестве утилизируемого плутония оружейного качества (по 34 метрические тонны с каждой стороны), так и в количествах утилизируемого плутония в виде чистого металла (по 25 метрических тонн с каждой стороны), изъятого непосредственно из ядерных боеприпасов, в частности также предусматривается возможность ввода дополнительного количества плутония, заявленного в будущем как не являющийся необходимым для целей обороны, под действие Соглашения в ходе его реализации. Несмотря на то, что Соглашение не содержит обязательства американской стороны о полном и долгосрочном финансовом обеспечении всех согласованных этапов проведения работ, тем не менее, в него включено обязательство американской стороны о выделении 200 млн. долларов на работы, связанные с сооружением необходимых установок, а также возможность увеличения этой суммы в будущем. Предусмотрено, что оказание содействия будет включать весь комплекс работ, связанный с проектированием, строительством, лицензированием и эксплуатацией установок.

Экономические оценки, проведенные российскими организациями с участием зарубежных экспертов, показали, что для осуществления полного объема работ по программе утилизации оружейного плутония потребуется около 2 млрд. долларов. Эти оценки пока не включают затрат на компенсацию потерь урановой промышленности, на управление программой, на обеспечение безопасной эксплуатации российских реакторов и прочие расходы. Определение и учет этих неизбежных затрат увеличит "цену" программы, что признается экспертами США, Франции и Германии.

В этой связи Соглашением предусматривается создание международного механизма финансирования проекта утилизации оружейного плутония. При этом предусмотрены положения, позволяющие российской стороне не начинать строительства и модификации установок для утилизации плутония, если не будет создан необходимый международный фонд для обеспечения реализации проекта утилизации в России плутония оружейного качества с темпом утилизации 2 метрические тонны в год.

Вместе с тем Соглашение дает возможность российской стороне начать осуществление проектных работ сразу после выделения американской стороной 70 млн. долларов.

Соглашение предусматривает двусторонние меры мониторинга и инспекций за утилизацией плутония как в России, так и в США на взаимной и симметричной основе, которые не ведут к появлению дополнительных условий по регулированию деятельности в области использования атомной энергии в России. Соответствующие процедуры мониторинга и инспекций будут разработаны с участием других заинтересованных ведомств. При этом их практическая реализация будет осуществляться после решения вопроса о полном и прогнозируемом финансировании проекта утилизации плутония в России. Двусторонний мониторинг и инспекции предусматривается заменить впоследствии эквивалентными мерами проверки со стороны МАГАТЭ, насколько это будет возможно.

До разработки и введения в действие двусторонних процедур по мониторингу и инспекциям российская сторона будет ограничиваться декларативным заявлением о том, что утилизируемый плутоний и установки по утилизации, включенные в сферу действия Соглашения, не используются в целях, противоречащих его положениям. Соглашением не предусматривается обмен информацией, составляющей государственную тайну Российской Федерации.

Заявление еще раз фактически подтверждает ранее высказанные намерения Сторон Соглашения не производить плутоний оружейного качества для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

По информации Минатома России, реализация Соглашения привлечет значительный объем финансирования из-за рубежа, что обеспечит сохранение на предприятиях России рабочих мест и создание новых, позволит создать в стране необходимую инфраструктуру, включая установки для конверсии и производства смешанного уран-плутониевого топлива, загрузить российские предприятия на достаточно длительный период времени. Это также даст возможность, используя международный опыт и современные технологии, ускорить создание в России замкнутого ядерного топливного цикла, осуществить переход к крупномасштабной атомной энергетике на быстрых реакторах.

Реализация этого Соглашения будет также наглядно демонстрировать приверженность Российской Федерации дальнейшему развитию процесса реального ядерного разоружения, способствовать развитию российско-американского научно-технического сотрудничества.

Финансирование выполнения всей программы утилизации 34 тонн российского оружейного плутония будет обеспечено за счет внешних источников. Хранение и подготовка оружейного плутония для его последующей утилизации осуществляется в рамках государственного оборонного заказа

Вместе с тем, Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, в отношении налоговых и таможенных льгот. В этой связи Соглашение подлежит ратификации.

Другие новости

11.05.2001
17:29
Компания IBS России и компания Symantec заявляют о новом этапе развития сотрудничества в связи с завершением слияния компаний Symantec и AXENT и выходом новых продуктов Symantec на российский рынок
11.05.2001
17:14
Энергоблок №1 Ростовской АЭС на 11 мая 2001 г. с момента включения его в Единую энергосистему России выработал свыше 263 млн кВтч
11.05.2001
17:11
Цены на новое жилье в Канаде повысились в марте 2001 года на 2.6% по сравнению с прошлогодним уровнем
11.05.2001
17:07
Ростовское ЗАО "Эмпилс", входящее в холдинг "Новое содружество", заключило долгосрочный контракт на поставку цинковых белил марки БЦ0М для одного из крупнейших шинных заводов стран СНГ - БШК "Белшина"
11.05.2001
17:02
Правительство РФ приняло решение внести в Госдуму проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, не являющегося более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области
11.05.2001
16:58
За навигацию 2000 года Якутский речной порт на пассажирских перевозках получил убытков на сумму 5 млн. рублей
11.05.2001
16:55
В Канаде число занятых выросло в апреле на 25 тыс.
11.05.2001
16:55
ОАО "Ярегская нефтетитановая компания" произвело первые 213 тонн титанового концентрата из руд Ярегского нефтетитанового месторождения
11.05.2001
16:53
Компания "МФД-ИнфоЦентр" предоставила инвестиционным компаниям и банкам, использующим систему NetInvestor, возможность доступа к торгам в Секции срочного рынка (стандартных контрактов) ММВБ через электронный шлюз
Комментарии отключены.