Полная версия  
18+

Комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить в 1-м чтении все 5 проектов закона о национализации

Комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить в 1-м чтении все 5 проектов закона о национализации. Как сообщили МФД-ИнфоЦентр в пресс-службе Госдумы, комитет по собственности подготовил к первому чтению пять альтернативных проектов закона о национализации.

Рассмотрев проект "Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)", внесенный депутатами Василием Шандыбиным, Олегом Шеиным и депутатами Госдумы второго созыва Игорем Братищевым, Владимиром Лисичкиным, Александром Потапенко, Юрием Севенардом, Казбеком Цику, Комитет счел его противоречащим гражданскому законодательству.

Проект закона, позволяющий органам законодательной власти субъектов Федерации принимать решение о национализации, по мнению Комитета, противоречит Конституции, в соответствии с которой вопрос о национализации имущества находится в ведении Российской Федерации. Комитет не согласился с рядом оснований для национализации, перечисленных в законопроекте, таких как: нарушение действующего законодательства о приватизации, монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции, банкротство или неуплата налогов. Это, считает Комитет, не соответствует действующему законодательству, поскольку национализация, в отличие от других институтов принудительного выкупа имущества, не носит карательный характер и не зависит от того, как собственник содержит и использует имущество.

Проект, считает Комитет, противоречит Конституции и в части определения размера возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества. Статья 6 проекта об объектах исключительной собственности народа России противоречит Конституции, по которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.

Комитет рекомендовал палате отклонить законопроект в первом чтении.

Проект "О национализации", внесенный депутатом Адрианом Пузановским, по мнению Комитета, противоречит Конституции в вопросах выплаты возмещения за национализируемое имущество.

Комитет признал не соответствующим действующему законодательству положение проекта, предусматривающее национализацию юридических лиц, объявленных судом несостоятельными, в случае угрозы закрытия предприятия. Положение проекта, допускающее национализацию по свободному волеизъявлению собственника, по мнению Комитета, противоречит Гражданскому Кодексу, в соответствии с которым национализация является принудительным изъятием у собственника имущества.

Указав также на то, что проект А.Пузановского повторяет положения действующего законодательства, Комитет рекомендовал палате отклонить его в первом чтении.

Основные положения проекта "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации", внесенного депутатом Иваном Грачевым, по оценке Комитета, соответствуют Конституции. Но, как следует из названия проекта, он не предусматривает обращения имущества в собственность субъектов Федерации.

Проект И.Грачева содержит нормы, предусматривающие заключение соглашений о порядке, сроках выплаты компенсации, об определении цены имущества, обращаемого в собственность РФ, которые, как считает Комитет, не противоречат действующему законодательству. Вместе с тем, по мнению Комитета, следует уточнить, каким образом соотносится это конкретное соглашение с самим федеральным законом об обращении в собственность РФ индивидуально определенного имущества. Высказав ряд постатейных замечаний и отметив, что законопроект недостаточно подготовлен с технико-юридической точки зрения, Комитет рекомендовал палате отклонить его в первом чтении.

Проект "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", внесенный депутатом Григорием Томчиным, в целом опираясь на основные подходы и нормы действующего законодательства, по мнению Комитета, имеет ряд несоответствий с нормами Конституции, а также ряд внутренних противоречий.

Сомнения Комитета, в частности, вызывает ограничение, согласно которому на базе национализированного предприятия может быть создано исключительно федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). В соответствии с Гражданским кодексом такое предприятие может быть образовано только в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, который пока не принят, что, как отмечает Комитет, делает предлагаемую Г.Томчиным норму "проблемной".

Комитет счет неправомерным (противоречащим Конституции и ГК) введение ограничений на совершение сделок с момента утверждения постановления Правительства о начале процедуры национализации и до момента передачи предприятия в собственность РФ.

Проект Г.Томчина рекомендован к отклонению.

Проект "О национализации в Российской Федерации", внесенный Владимиром Жириновским и депутатами Госдумы второго созыва Сергеем Абельцевым, Владимиром Лисичкиным, Игорем Братищевым, Комитет также счел противоречащим Конституции и Гражданскому кодексу.

Гражданскому кодексу, в частности, противоречит определение национализации (ст.2), по которому национализация является безвозмездной. Конституции противоречит ст.3, согласно которой основанием для национализации может быть нанесение ущерба или прямого вреда гражданину или группе граждан. По мнению Комитета, это является основанием для конфискации, но не для национализации. Конституции противоречит также положение, по которому решение о национализации имущества принимается Верховным Судом и судебными органами субъектов Федерации на основании возбуждения дела о национализации по заявлению гражданина или группы граждан. По Конституции права и свободы человека и гражданина (в том числе и право собственности) могут быть ограничены только федеральным законом.

Комитет рекомендовал Госдуме отклонить законопроект в первом чтении.

Другие новости

15.01.2002
16:04
Банк Lehman Brothers понизил инвестиционный рейтинг сектора беспроводной связи
15.01.2002
15:56
Государственный комитет статистики Украины: Рост ВВП Украины в 2001 году составил 9%
15.01.2002
15:50
"Русский алюминий", бразильский штат Санта Катарина и бразильские компании Luminar, ITS, представляющие интересы General Eleсtric, подписали меморандум о совместном производстве электропроводов (поправка в названии компании)
15.01.2002
15:43
ЦБ РФ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у "Внешкредитбанка" и "ЕвроСибБанка"
15.01.2002
15:31
Комитет Госдумы по собственности рекомендовал отклонить в 1-м чтении все 5 проектов закона о национализации
15.01.2002
15:21
Президент "ЛУКОЙЛа" В.Алекперов: Мировые цены на нефть в 2002 году будут находиться в коридоре 15-17 долларов за баррель
15.01.2002
15:13
Онлайновая брокерская компания E-Trade увеличила чистую прибыль в IV квартале до 21.6 млн долл., что превышает оценки аналитиков, повысила прогноз на 2002 год
15.01.2002
15:05
"Иркутскэнерго" увеличило в 2001 г. выработку электроэнергии на 2.62% до более 54.483 млрд кВтч
15.01.2002
14:55
Руководство американской компании Tellabs отмечает стабильность заказов на телекоммуникационное оборудование в США
Комментарии отключены.