Полная версия  
18+

Первая стадия ВСТО обойдется "Транснефти" в 11 млрд долл. вместо 6.6 млрд долл

Первая стадия ВСТО обойдется "Транснефти" в 11 млрд долл. вместо 6.6 млрд долл. Об этом сообщают "Ведомости".

"Транснефть" долго держала в тайне затраты на ВСТО. В ценах 2004 г. монополия считала, что весь проект обойдется ей примерно в 11.5 млрд долл., а первый этап - в 6.6 млрд долл. Но прежней сметы всего проекта хватит только на первую часть. В меморандуме к выпуску еврооблигаций компания оценила затраты на строительство трубопровода Тайшет - Сковородино мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмино (Тихий океан) в 11 млрд долл. Ответвление на Китай будет построено за счет китайской CNPC, предполагает "Транснефть". Первый этап планируется завершить в 2008 г. В 2006 г. "Транснефть" уже построила 540 км трубы, затратив 88 млрд руб., говорится в меморандуме. В 2007 г. компания намерена вложить в ВСТО 198.7 млрд руб., в 2008 г. - 63.6 млрд руб. Стоимость второго этапа трубопровода (2100 км до Тихого океана и увеличение мощности до 80 млн т в год) "Транснефть" еще не подсчитала.

Первоначальные .6.6 млрд в ценах 2004 г. эквивалентны 190 млрд руб., с учетом 20%-ной инфляции за 2005-2006 гг. получается 228 млрд руб. Остается 30%. Повышение сметы сверх инфляции, по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, объясняется в основном изменением маршрута. За несколько дней до начала стройки президент Владимир Путин потребовал отодвинуть трубу от Байкала. В итоге она пройдет в 400 км от озера, но компании придется потратиться на инфраструктуру.

Новый проект, "несомненно, будет дороже", предупреждал президент "Транснефти" Семен Вайншток в июне. "Мы должны построить не только трубу, но и дополнительно 300-400 км дорог, большее количество нефтеперекачивающих станций, обеспечить энергоснабжение, а это серьезнейшая проблема для тех регионов", - объяснял он. Для обхода Байкала компании придется дополнительно построить около 1700 км электросетей, рассказывал С.Григорьев. Эксперты оценивали их стоимость в 1-2 млрд долл.

И все же столь резкое увеличение стоимости трубы поразило экспертов. Если бы решение о строительстве трубы принималось сегодня, может быть, еще раз бы подумали, говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Длина первой очереди ВСТО составляет 2757 км, таким образом, 1 км этой трубы обойдется в 4 млн долл, при строительстве Баку - Джейхан вышло 2.2 млн долл. за 1 км, БТС - 2.6 млн долл., 1 км Бургас - Александруполис планируется строить за 3 млн долл. Дороже ВСТО - 4.7-5.7 млн долл. - только морская часть Северо-Европейского газопровода, отмечает эксперт.

Удорожание проекта отразится на тарифах, убежден В.Нестеров. Скорее всего они увеличатся для всей системы, иначе или ВСТО не окупится, или по нему будет невыгодно качать. Раньше планировалось, что прокачка 1 т нефти по ВСТО обойдется нефтяникам примерно в 38 долл. Сколько будет после увеличения стоимости проекта, в "Транснефти" не считали. Если тарифы будут слишком высоки, компании могут предпочесть поставлять нефть по железной дороге, говорит сотрудник крупной НК, добывающей нефть в Восточной Сибири. Вице-президент РЖД Салман Бабаев в конце 2005 г. заявил, что, если нефтяные компании гарантируют поставку в Китай не менее 40 млн т нефти в год, железнодорожная монополия готова снизить тариф на ее перевозку до 28 долл. за 1 т.

"Мы исходим из того, что государство как-то поможет "Транснефти" в финансировании этого проекта, например поднимет тарифы по системе в целом", - говорит аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина. Такой вариант сейчас рассматривается, сказал чиновник, близкий к совету директоров "Транснефти". Занять 11 млрд долл. за год "Транснефть" сможет, говорит Е.Ананькина: это крупная компания почти без долгов. В меморандуме "Транснефть" сообщила, что уже потратила все 65 млрд руб. из кредитной линии "Сбербанка", открытой в 2006 г. А "дочка" компании ООО "Востокнефтепровод" в ноябре заключила договор со "Сбербанком" об открытии кредитной линии до 15 млрд руб., из которых к 6 февраля уже потратила 6.6 млрд руб.

Напомним, что "Транснефть" - нефтепроводная монополия, владеет 48708 км магистральных нефтепроводов. Чистая прибыль по МСФО за 9 месяцев 2006 г. - 51 млрд руб., выручка - 147 млрд руб. Государству принадлежат 75% акций "Транснефти" (100% голосующих), привилегированные акции обращаются на биржах, капитализация - 3.71 млрд долл. В 2006 г. начала строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) длиной около 5000 км и проектной мощностью 80 млн т нефти в год.

Другие новости

13.02.2007
12:40
Индекс розничных цен в Великобритании в январе снизился на 4.2% за год против роста на 4.4% в предыдущем месяце
13.02.2007
12:36
Потребительские цены в Великобритании в январе возросли на 2.7% за год
13.02.2007
12:30
"Газпромбанк" выиграл конкурс по финансированию проекта строительства цементного завода в Новотроицке объёмом 2.4 млрд руб
13.02.2007
12:15
ФАС России признала "Нижнекамскнефтехим" нарушившим закон о конкуренции и выдала предписание о перечислении в федеральный бюджет почти 71 млрд руб
13.02.2007
12:00
Первая стадия ВСТО обойдется "Транснефти" в 11 млрд долл. вместо 6.6 млрд долл
13.02.2007
11:45
"Сильвинит" за 2006 г. увеличило производство калийных удобрений на 7% до 5.28 млн т
13.02.2007
11:34
Объем ВВП Франции в IV квартале вырос на 0.6-0.7% после нулевого изменения в III квартале
13.02.2007
11:30
УК "Металлоинвест" в конце 2006 г. завершила консолидацию железорудных и сталелитейных активов в "Газметалле"
13.02.2007
11:20
Объем ВВП в Германии в IV квартале вырос на 0.9% относительно предыдущего квартала с учетом сезонных поправок после роста на 0.8%
Комментарии отключены.