Полная версия  
18+

Трансформация ФОРЕМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков станет основным итогом реформирования электроэнергетики - Минэкономразвития

Трансформация ФОРЕМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков станет основным итогом реформирования электроэнергетики. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития, опубликованных Департаментом правительственной информации.

Ключевым институциональным результатом реформы электроэнергетики России должно стать развитие конкурентного оптового рынка электроэнергии. В течение периода трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике от системы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию к системе свободного рыночного ценообразования должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах (в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим и системным условиям либо временно сдерживается неблагоприятными социально-экономическими факторами).

Конкурентный оптовый рынок электроэнергии в конечном итоге должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.

Основными принципами взаимодействия участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должны стать: безусловное соблюдение договорной и финансовой дисциплины; осуществление платежей за электроэнергию исключительно в денежной форме.

На развиваемый федеральный оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая региональными энергокомпаниями. На первом этапе в рамках рынка обеспечивается право продажи на аукционе определенной части (5 - 15%) электроэнергии, произведенной каждым поставщиком. Целью этого являются отработка механизма конкурсных торгов, формирование инфраструктуры рынка, получение рыночных сигналов о стоимости энергии. На всю остальную энергию сохраняется государственное регулирование тарифов.

В дальнейшем, формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов, в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка. С целью снижения финансовых рисков, участникам оптового рынка электроэнергии должна быть предоставлена возможность заключения на двусторонней основе форвардных договоров и фьючерсных контрактов, исполнение которых предусматривает страхование (хеджирование) рисков изменения рыночных цен.

Всем продавцам и покупателям электроэнергии, выполняющим установленные правила рынка и удовлетворяющим требованиям к минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспечена возможность свободного выхода на рынок.

На первом этапе трансформации существующего федерального оптового рынка для участников рынка, осуществляющих одновременно деятельность в естественно-монопольных и конкурентных сферах, устанавливается требование ведения раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях создания равных конкурентных условий осуществления предпринимательской деятельности, на последующих этапах устанавливается запрет на совмещение деятельности по производству и передаче электроэнергии, а также по передаче (включая распределение) и сбыту в рамках одного юридического лица, группы лиц и (или) аффилированных лиц, при этом приоритетной задачей является выделение деятельности по производству и передаче электроэнергии.

В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям целью реформы является формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей на принципах поэтапного развития конкуренции в энергосбытовой сфере.

Важным условием формирования эффективных розничных рынков станет формирование устойчивых и финансово-прозрачных региональных энергетических компаний, в том числе за счет их реструктуризации и укрупнения. Развитие полноценной конкуренции в энергосбытовой сфере станет возможным при формировании адекватной рыночной среды на конкурентном оптовом рынке и выделением из акционерных обществ энергетики и электрификации, по мере реформирования, сетевых компаний.

Сбытовым компаниям, создаваемым на базе акционерных обществ энергетики и электрификации, придается статус "гарантирующих поставщиков", обязанных заключить договор на поставку с любым, обратившимся к ним покупателем, в закрепленной за ними зоне. Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна регулярно пересматриваться с тем, чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии. Величина розничного тарифа должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, величины оплаты услуг на передачу и распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки. Деятельность сбытовых компаний, на начальных этапах реформирования, осуществляется в условиях государственного регулирования, минимизирующих возможность проявления недобросовестности по отношению к потребителям.

На завершающем этапе формирования конкурентных розничных рынков Правительство Российской Федерации планирует осуществлять контрольные функции с учетом антимонопольного законодательства. На рынках, где по технологическим (техническим) и экономическим причинам невозможно развитие конкуренции, сохраняется государственное регулирование.

На начальном этапе необходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии, темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться с условиями хозяйствования в регионах, техническими особенностями распределения электроэнергии, уровнем развития экономики регионов и социальным положением отдельных групп населения. На завершающем этапе условия функционирования на конкурентном рынке всех хозяйствующих субъектов в электроэнергетике должны быть одинаковы, и зависеть не от региональной специфики, а от условий развития и функционирования рынка электроэнергии в целом.

Другие новости

21.05.2001
11:17
В секции срочного рынка (стандартные контракты) ММВБ с 21 мая вступил в действие период бесплатной регистрации клиентов, направленный на ускорение формирования клиентской базы членов секции и активизацию торгов по срочным инструментам
21.05.2001
11:14
Деятельность системного оператора на базе Центрального диспетчерского управления РАО "ЕЭС России" будет находиться под контролем государства - Минэкономразвития
21.05.2001
11:04
Создание единой национальной электрической сети позволит перейти к оплате услуг по передаче электроэнергии на основе тарифов, регулируемых уполномоченными государственными органами - Минэкономразвития
21.05.2001
11:03
Президент ОПЕК Шакиб Хелиль: Изменение квот на добычу нефти в июне маловероятно
21.05.2001
10:58
Трансформация ФОРЕМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков станет основным итогом реформирования электроэнергетики - Минэкономразвития
21.05.2001
10:55
Инфраструктура электроэнергетической отрасли, включающая системного оператора, администратора торговой системы и национальную электрическую сеть, будет создана в результате реформ - Минэкономразвития
21.05.2001
10:53
Собрание акционеров ОАО "Челябэнерго" решило выплатить дивиденды по итогам 2000 г. по обыкновенным акциям в размере 10 коп. и по привилегированным акциям в размере 49 коп. на акцию номиналом 1 руб.
21.05.2001
10:45
Г.Греф: Решение о создании единого тарифного органа, который будет регулировать тарифы естественных монополий, может быть принято Правительством в октябре 2001 года
21.05.2001
10:43
Компания Procter & Gamble близка к приобретению подразделения Clairol фирмы Bristol-Myers Sqiubb за 4.95 млрд. долл.
Комментарии отключены.