28.11.2002 17:35 |
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть II) |
Правительство сегодня на заседании в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило его доработать в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму.
Как сообщается в материалах Минфина России, представленных к заседанию Правительства,
2. Глава II законопроекта также включает в себя ряд норм, не предусмотренных действующим Законом.
Так, в законопроект введена норма, не допускающая установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, прямо установленных в пункте 3 статьи 14, пунктах 4 и 5 статьи 17 законопроекта (пункт 3 статьи 6).
Законопроектом предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством и Банком России (статьи 8 и 9).
В отличие от действующего Закона, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения национальных валютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в проекте предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала:
- к способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;
- о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции (может применяться исключительно Правительством Российской Федерации);
- о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции;
- об открытии счета в уполномоченном банке;
- об установлении режима счета.
Центральный банк Российской Федерации также вправе устанавливать порядок, предусматривающий вышеперечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций движения капитала по согласованию с Правительством Российской Федерации, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы проводимой валютной операции (статья 9).
Введены нормы о регулировании Банком России операций с валютнономинированными и иностранными ценными бумагами и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, включая расчеты (переводы), связанные с передачей валютнономинированных и иностранных ценных бумаг и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (прав, удостоверенных валютнономинированными и иностранными ценными бумагами и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации), а также исполнением обязательств по валютнономинированным и иностранным ценным бумагам и ценным бумагам, номинированным в валюте Российской Федерации, за исключением переводов физическими лицами - резидентами на сумму до 75 тысяч долларов США в течение календарного года в целях приобретения или реализации прав на валютнономинированные и иностранные ценные бумаги, которые осуществляются без ограничений (пункты 6-13 статьи 9).
Данные нормы направлены на реализацию установленных законодательством положений об ответственности Банка России за денежно-кредитную сферу и стабильность национальной валюты.
Регулирование трансграничного движения иностранного капитала является необходимым условием сохранения среднесрочной макроэкономической стабильности в экономике с относительно высокими темпами инфляции, наличием значительного дифференциала процентных ставок, определенных политических и экономических рисков, связанных как с историей развития кризисных явлений в прошлом, так и с отсутствием фактов позитивного функционирования иных инструментов, стабилизирующих систему.
Введение требования о резервировании обусловлено необходимостью обеспечения возврата валютной выручки или товаров по текущим операциям и операциям движения капитала. Вместе с тем, законопроектом предоставляется возможность установления обязанности резервирования только на определенный срок (не более 2 лет), а также установлены предельные суммы резервирования (от 20 до 100 % от суммы проводимой операции) по отдельным видам валютных операций движения капитала, что создает возможность адресного регулирования отдельных операций и обеспечивает возможность создания благоприятных условий для движения капитала. Данная норма будет применяться с учетом состояния платежного баланса Российской Федерации.
Таким образом, законопроект направлен на построение прежде всего информационного контроля за движением капитала, ограничения могут быть введены только в случае действительной необходимости и целесообразности.
В законопроекте содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами (пункт 1 статья 10).
Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и устанавливается Банком России (пункт 3 статья 10).
Во избежание коллизий с нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах (статья 12).
Согласно законопроекту купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Центральным банком РФ, и может предусматривать следующие требования:
- об открытии счета в уполномоченном банке;
- установление режима счета;
- о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;
- о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы покупаемой валюты Российской Федерации (пункт 4 статьи 13).
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование резервировании 100 процентов от суммы валютной операции и 20 процентов от суммы валютной операции (пункт 4 статьи 13). Кроме того, при установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности.
Законопроектом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать предварительную регистрацию (пункты 1-3 статьи 14).
Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать:
- установление режима счета;
- резервирование суммы в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (пункт 4 статьи 14).
В отличие от действующей редакции закона проектом предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций осуществляются резидентами через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, указанных в статье 16 законопроекта.
Более полно прописан порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (статья 17).
Требование о предварительной регистрации вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации.
Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации (статья 18). Порядок обращения резидентов за предварительной регистрацией устанавливается Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить наиболее эффективный контроль за соблюдением прав резидентов при обращении за предварительной регистрацией.