Полная версия  
18+

МНС публикует изменения в порядке налогообложения малого бизнеса для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г

МНС публикует изменения в порядке налогообложения малого бизнеса для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года.

В целях совершенствования систем налогообложения малого бизнеса принят Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Данный Федеральный закон дополняет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) новыми главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", которые вводятся в действие с 01.01.2003.

Согласно положениям главы 26.2 Кодекса, упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) на добровольной основе. При этом организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года текущего года в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление по форме, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495.

Применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.

При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данной главой предусматривается также, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.

Право на применение указанного налогового режима предоставляется индивидуальным предпринимателям (без ограничения по размеру полученного ими дохода), а также организациям, имевшим по итогам девяти месяцев, предшествующих дате подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации товаров (работ, услуг) не более 11 млн рублей (без учета НДС и налога с продаж).

Данное право не распространяется на отдельных налогоплательщиков, включенных в специальный перечень.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены банки; страховые компании; профессиональные участники рынка ценных бумаг; частные нотариусы; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%; организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек; организации, у которых стоимость амортизационного имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн рублей и другие.

Налогоплательщикам, подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, также предоставлено право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов). Ставка единого налога установлена в размере 6% от дохода или 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом статьей 346.16 НК РФ установлен исчерпывающий перечень расходов, принимаемых при определении налоговой базы. Данный перечень значительно расширен по сравнению с аналогичным перечнем в действующей упрощенной системе налогообложения.

Кроме того, положениями главы 26.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения так называемый "чистый доход", должны уплачивать минимальный налог в размере 1 процента от валового дохода. Минимальный налог уплачивается только в том случае, если сумма единого налога, начисленная такими налогоплательщиками по ставке 15%, оказалась меньше суммы минимального налога. Налогоплательщикам, уплачивающим минимальный налог, предоставляется право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков.

По мнению МНС России, введение в действие главы 26.2 НК РФ позволит не только резко снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса (примерно в 2 - 3 раза), но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой указанными налогоплательщиками налоговой отчетности.

Что касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то данная система устанавливается главой 26.3 НК РФ и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Данная система налогообложения не является нововведением для налогоплательщиков. Аналогичная система налогообложения в настоящее время применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148 - ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Вместе с тем, в главе 26.3 учтены отдельные недостатки и "пробелы" действующего федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход, в частности, уточнен, а в некоторых случаях и изменен действующий порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход.

Так, в соответствии с положениями данной главы НК РФ, налогоплательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) исчисляют и уплачивают налог по окончании каждого квартала, а также освобождаются от уплаты только наиболее крупных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, налогов на имущество организаций и физических лиц, а также единого социального налога.

При этом для данной категории налогоплательщиков сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы уплаченных налогоплательщиками страховых взносов принимаются к уменьшению (но не более чем на 50%) исчисленной за налоговый период суммы единого налога на вмененный доход.

Действие единого налога на вмененный доход распространяется только на шесть видов предпринимательской деятельности (в настоящее время под действие единого налога подпадают 14 видов деятельности): оказание бытовых услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля; общественное питание; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Ставка налога остается прежней - 15% от вмененного дохода.

Значения показателей базовой доходности, а также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности закреплены непосредственно в НК РФ, что позволит избежать значительных колебаний налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации. В связи с этим резко сокращены полномочия субъектов Российской Федерации по применению данной системы налогообложения на своих территориях, которые сводятся только к установлению значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по каждому виду деятельности в установленных НК РФ пределах, а также видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату данного налога, в пределах перечня, установленного НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главами 26.3 и 26.1 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

В настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в котором предусмотрена корректировка некоторых положений указанных глав и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".

Другие новости

11.10.2002
11:48
ОАО "Южная телекоммуникационная компания" за 9 месяцев увеличило объем капвложений в 2.1 раза до 966.856 млн руб
11.10.2002
11:40
РТС с 18 октября допустит к обращению обыкновенные именные акции ОАО "Cтелла - Банк"
11.10.2002
11:35
ОАО "Дальэнерго" с 14 октября вводит новый порядок расчетов за тепловую энергию
11.10.2002
11:27
Объем денежной базы в узком определении с 30 сентября по 7 октября вырос на 12.7 млн руб до 841.8 млрд руб.
11.10.2002
11:26
МНС публикует изменения в порядке налогообложения малого бизнеса для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г
11.10.2002
11:20
Транссибирская магистраль будет электрифицирована в конце декабря
11.10.2002
11:14
ЦБ РФ установил 11 октября следующие условия проведения операций "валютный своп buy/sell overnight": cвоп-разница - 0.0625 руб, базовый курс - 31.6685 руб/долл
11.10.2002
11:06
ЗАО "МДМ-Траст" приобрело 189.2 млн привилегированных акций РАО "ЕЭС России" за 520.3 млн руб
11.10.2002
11:05
Во Франции объем ВВП вырос во II квартале на 0.4% после увеличения в I квартале на 0.6% (детальные данные)
Комментарии отключены.