18.09.2002 14:35 |
Трубопроводная компания "Баку-Тбилиси-Джейхан" провела в среду закладку первого камня в фундамент трубы на Сангачальском терминале |
Трубопроводная компания "Баку-Тбилиси-Джейхан" провела в среду закладку первого камня в фундамент трубы на Сангачальском терминале, положив начало строительству трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, передает ИТАР-ТАСС.
В церемонии закладки участвовали президенты Азербайджана, Грузии и Турции - стран, по территории которых будет проложен этот нефтепровод протяженностью 1760 км.
Реальное строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан начнется в марте 2003 г. и займет 30 месяцев. Ожидается, что труба будет готова к концу 2004 г. и примет первую нефть в начале 2005 г. Ее пропускная способность составит 50-60 млн тонн нефти в год. На строительство трубы будет израсходовано 2.95 млрд долл.
Разговоры о необходимости строительства экспортного трубопровода для транспортировки каспийской нефти на мировые рынки начали вестись 8 лет назад, сразу же после подписания 20 сентября 1994 г. "контракта века" о разработке одного из крупнейших на Каспии нефтяных месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) с участием крупнейших компаний мира, в том числе российской НК "ЛУКОЙЛ".
Азербайджан с самого начала настаивал на маршруте Баку-Джейхан через территорию Грузии, а акционеры АЧГ поначалу считали проект транспортировки азербайджанской нефти на Средиземноморское побережье Турции "дорогостоящим" и "коммерчески невыгодным". Они также заявляли, что будет трудно обеспечить необходимые объемы нефти для заполнения трубы. Тем не менее впоследствии западные компании изменили свою точку зрения, объявив проект Баку-Тбилиси-Джейхан "коммерчески оправданным", так как запасы месторождения оцениваются в 700 млн тонн нефти.
В ноябре 1999 г. в Стамбуле в рамках саммита ОБСЕ президенты Азербайджана, Грузии и Турции подписали соглашение о строительстве трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". 1 августа 2002 г. в Лондоне было объявлено о создании трубопроводной компании "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД). Ее акционерами являются Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР), норвежская Statoil, американская Unocal, турецкая TPAO, итальянская ENI (Agip), японская Itochu, саудовско-американский альянс AmeradaHess, франко-бельгийский альянс TFE и японская Inpex.
Российская НК "ЛУКОЙЛ" не вошла в состав акционеров трубопровода, хотя и участвует в разработке АЧГ с 10% долевого участия. Представители правительства РФ не раз заявляли, что этот проект "экономически неоправдан". Российские специалисты считают, что обеспечить транспортировку азербайджанской нефти можно по уже существующим трубопроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса, расширив их мощности. Пропускная способность нефтепровода Баку-Новороссийск составляет 5 млн тонн нефти в год и может быть увеличена, по мнению российской стороны, до 18 млн тонн.