Как МАГАТЭ способствует недопустимому захоронению РАО в России
Б.Е. Серебряков, к.ф.-м.н., Москва
Безотносительные документы по безопасности захоронения РАО
Документы МАГАТЭ
Захоронение РАО проводится как в приповерхностные пункты захоронения, так и в глубинные. Эти виды могильников принципиально отличаются, но в МАГАТЭ разработаны документы безотносительно от вида захоронения РАО. К таким документам по безопасности захоронения РАО относятся требования по безопасности № SSR-5 [5] и руководство No SSG-23 [6], предназначенное для оценки безопасности (Safety Assessment) и для обоснования безопасности (Safety Case) пунктов захоронения РАО.
В требованиях по безопасности [5] приведено 26 требований, содержащих общие слова о необходимости обеспечения безопасности абстрактных установок для захоронения. Этот текст можно прочитать один раз, но использовать его для конкретных объектов невозможно.
В руководстве по оценке и обоснованию безопасности захоронения РАО [6] приведен общий подход МАГАТЭ по этим вопросам. Про этот подход я уже писал в [4]: «Подходы, подобные рассматриваемой методологии разрабатывались и другими коллективами, как в МАГАТЭ, так и в других международных организациях. Обычно рассматриваются сценарии возможного облучения населения, концептуальные модели, рабочие модели, оценка чувствительности и неопределенности рабочих моделей, анализ результатов, обеспечение качества, итерационный процесс выполнения оценки безопасности и т.д. Получается, что только одним словоблудием можно обеспечить достоверность результатов оценки безопасности».
Мной выполнено более полусотни оценок безопасности существующих и проектируемых радиационно опасных объектов в т.ч. ПЗРО. Я могу утверждать, что практически все рекомендации МАГАТЭ по оценке и обоснованию безопасности ПЗРО не имеют ценности для реальных объектов. Основной проблемой является отсутствие параметров моделей, которое не заменишь пустым словоблудием. Но в руководстве МАГАТЭ [6] я не нашел ни слова о том, какие параметры и как следует измерять, поэтому это руководство – пустой документ.
Документы Ростехнадзора
Рассмотренные требования МАГАТЭ [5] легли в основу обязательных норм и правил Ростехнадзора НП-055-14 [7]. В них также, как и в документе МАГАТЭ, рассмотрены эксплуатационный период ПЗРО, его закрытие и послеэксплуатационный период. Документ Ростехнадзора, также как и документ МАГАТЭ, разработан безотносительно от вида могильника, т.е. он распространяется как на приповерхностные, так и на глубинные ПЗРО. В НП-055-14 отдельно выделены требования к глубинным ПЗРО жидких радиоактивных отходов, которых нет на западе.
В НП-055-14 обоснованию безопасности ПЗРО уделено всего несколько невнятных пунктов, а про оценку безопасности практически ничего нет. Получается, что при разработке НП-055-14 документ МАГАТЭ по оценке и обоснованию безопасности ПЗРО [6] не использовался.
Возможно, в Ростехнадзоре считают, что оценка и обоснование безопасности ПЗРО должны регулироваться документами более низкого порядка, чем нормы и правила, т.е. необязательными руководствами по безопасности. В моей статье [3] рассмотрены следующие руководства: РБ-011-2000 [8], РБ-117-16 [9] и РБ-058-10 [10]. При рассмотрении этих руководств был сделан вывод, что это полная туфта.
Справедливости ради следует отметить, что требования об оценке и обоснованию безопасности ПЗРО есть в документе Ростехнадзора НП-100-17 [11]. Ростехнадзор выдает лицензии на основе отчетов по обоснованию безопасности (ООБ). Требования к содержанию этих отчетов записаны в соответствующих документах, примером которых является НП-100-17, этому же вопросу посвящено упомянутое выше руководство РБ-058-10.
Документ НП-100-17 утвержден в 2017 г., возможно, что к этому году до НТЦ ЯРБ дошло, что нужно что-то писать про оценку безопасности ПЗРО, в НП-100-17 даже есть раздел по подземной исследовательской лаборатории. Документ НП-100-17 написан по общей схеме написания подобных документов и безотносителен к способу захоронения. Все заклинания в нем об «оценке долговременной безопасности ПЗРО» являются абсолютно пустыми словами. Этот документ никоим образом не может обеспечить безопасность будущих поколений.
Документы США
В данной статье рассматриваются только документы высокого уровня США, которые входят в систему федеральных документов – Code of Federal Regulations (CFR). Крупные регуляторы США имеют свои документы в этой системе.
Насколько мне известно, в США нет федеральных документов по захоронению РАО безотносительно к виду захоронения, как в МАГАТЭ и Ростехнадзоре. Безотносительность документов приводит к отсутствию конкретных требований, способствующих обеспечению безопасности будущих поколений. Т.е. в США отсутствует идиотизм, присущий МАГАТЭ и Ростехнадзору.
Документы по безопасности приповерхностных ПЗРО
Документ МАГАТЭ
Документом МАГАТЭ по приповерхностным ПЗРО является руководство No SSG-29 [12]. Это руководство представляется более серьезным документом, чем безотносительные документы [5, 6]. По крайней мере, в руководстве [12] есть требования к обоснованию и к оценке безопасности. В этом документе даже есть требования к параметрам, необходимым для оценки безопасности ПЗРО, правда такого важного параметра, как коэффициент фильтрации в явном виде я не нашел.
Документ Ростехнадзора
Для приповерхностных пунктов захоронения разработаны также нормы и правила НП-069-14 [13]. Можно предположить, что этот документ лучше подходит к приповерхностным ПЗРО, чем безотносительный НП 055-14, но это не так. В НП-069-14 как и в НП 055-14 отсутствуют требования по измерению конкретных параметров, необходимых для оценки безопасности могильников, отсутствует даже специальный раздел по оценке безопасности.
Можно сделать вывод, что НП-069-14 значительно хуже руководства МАГАТЭ [12]. Получается, что разработчики документов из НТЦ ЯРБ даже не в состоянии просто компилировать документы МАГАТЭ.
Документ США
В 70-х годах в США было проведено обследование приповерхностных ПЗРО, из 7-ми пунктов захоронения 4 были закрыты. На основании этих исследований для приповерхностных ПЗРО в 1985 г. был утвержден документ Комиссии по ядерному регулированию (NRC) 10 CFR Part 61 [14]. Документы, относящиеся к энергетике, имеют впереди цифру 10. До утверждения в течение 5-ти лет проводилось всеобщее обсуждение этого документа.
Документ 10 CFR Part 61 как небо от земли отличается от опусов МАГАТЭ и Ростехнадзора. Вместо пустых заклинаний о безопасности ПЗРО приведены конкретные требования, основанные на экспериментальном изучении 7-ми приповерхностных ПЗРО. Например, многие могильники были обнаружены в виде провалившихся ям, заполненных водой, поэтому в [14] уделяется много внимания стабильности могильников.
В документе США 10 CFR Part 61 [14] приведена, на мой взгляд, лучшая в мире классификация для низкоактивных твердых РАО (ТРО). Оценке безопасности ПЗРО в этом документе уделяется не очень много внимания. Но в США разработан специальный методический документ по оценке безопасности приповерхностных ПЗРО NUREG-1573 [15], объемом более 300 страниц.
Документы по безопасности глубинных ПЗРО высокоактивных отходов
Документ МАГАТЭ
Документом МАГАТЭ по глубинным ПЗРО является руководство No SSG-14 [16], где вместо термина «глубинное захоронение» используется термин «геологическое захоронение». Это руководство написано один в один с руководством по приповерхностным ПЗРО [12]. В обоих руководствах рассматривается большинство из 26-ти пунктов, приведенных в безотносительных требованиях по безопасности [5]. Поэтому руководству по геологическому захоронению [16] присуще все достоинства и недостатки, приведенные выше для руководства по приповерхностном захоронению ТРО [12].
По-моему, рассматривать глубинное и приповерхностное захоронение ТРО одинаково является большой глупостью МАГАТЭ. Эта глупость связана с использованием требований безопасности безотносительного документа [5], где не учитываются ни различия способа захоронений, ни большая разница активности отходов.
Документы Ростехнадзора
Мне не удалось найти специальных норм и правил Ростехнадзора по глубинному захоронению ТРО. Скорее всего, их просто нет. В НТЦ ЯРБ не разработали нормы и правила для глубинных ПЗРО, возможно из-за того, что документ МАГАТЭ по глубинным ПЗРО [16] является копией документа по приповерхностным могильникам [12].
То, что Ростехнадзор не удосужился ничего написать про глубинное захоронение РАО является настоящим служебным преступлением. Потому, что именно глубинные захоронения высокоактивных отходов представляют наибольшую опасность для будущих поколений.
Документы США
В США с 80-х годов начались работы по оценке безопасности захоронения гражданских высокоактивных отходов в глубинном ПЗРО в хребте Юкка-Маунтин (штат Невада). В США отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) относят к РАО. С 70-х годов начались исследовательские работы по захоронению оборонных трансурановых отходов в глубоких соляных отложениях в штате Нью Мексико.
На это время в США существовал федеральный документ NRC по глубинному захоронению высокоактивных отходов 10 CFR Part 60 [17]. Но специально для ПЗРО Юкка-Маунткин в NRC был разработан документ 10 CFR Part 63 [18], а 10 CFR Part 60 в настоящее время относится ко всем глубинным ПЗРО.
Особая ценность документов 10 CFR Part 60 и 10 CFR Part 63 состоит в том, что в обоих документах есть § 60.111 пункт «b», в котором записано требование об обеспечении возможности извлечения отходов после закрытия ПЗРО. Время возможности извлечения может быть установлено для каждого конкретного случая.
Во всех цивилизованных странах возможность извлечения отходов из глубинных могильников закреплена законодательно и предусматривается проектами ПЗРО. Только в немытой России состряпан проект глубинного ПЗРО для высокоактивных отходов в Красноярском крае, где извлечение невозможно. В документах МАГАТЭ, а тем более Ростехнадзора, я не нашел требований о возможности извлечения отходов после захоронения. Получается, что эти документы не отслеживают общемировую тенденцию и просто бесполезны. Это позволяет проектантам безнаказанно совершать преступления перед будущими поколениями.
При оценке безопасности глубинных ПЗРО в США оказалось, что документ [17] не удовлетворяет требованиям безопасности Агентства по охране окружающей среды США (EPA). Поэтому ЕРА разработало документ по оценке безопасности обоих глубинных ПЗРО 40 CFR 191 [19]. Для документов, относящихся к окружающей среде, впереди стоит цифра 40. Считается, что документ NRC 10 CFR Part 63, в общем, соответствует документам ЕРА.
При дальнейшей работе по оценке безопасности захоронения указанных отходов в ЕРА были разработаны специальные документы для каждого из ПЗРО: для Юкка-Маунтин был разработан документ 40 CFR 197 [20], для захоронения трансурановых отходов был разработан документ 40 CFR 194 [21]. Следует отметить, что документ [20] разработан в непривычной для нас форме вопросов-ответов.
В документах ЕРА рассматривается вероятностный подход к оценке безопасности, как для несанкционированного проникновения человека в могильник, так и для распространения радионуклидов из захоронений. В качестве критерия безопасности используется проинтегрированный за 10000 лет поток радионуклидов из пункта захоронения, пределы потока установлены для каждого значимого радионуклида. Также установлены пределы доз облучения человека от ПЗРО.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в США очень серьезно относятся к захоронению высокоактивных отходов. МАГАТЭ, а тем более Ростехнадзор, абсолютно не в состоянии обеспечить безопасность будущим поколениям при глубинном захоронении высокоактивных РАО.
Принятие решений по захоронению РАО в США
Насколько серьезно в США относятся к безопасному захоронению РАО свидетельствуют факты о выборе площадок и оценке безопасности ПЗРО. Выше упоминалось, что в 70-х гг. в США были закрыты 4 из 7 приповерхностных пунктов захоронения. Поиски для нового ПЗРО велись более 30-ти лет, пока не была выдана лицензия на сооружение приповерхностного ПЗРО в штате Техас, эксплуатация которого началась в 2011 г.
Оценка безопасности глубинного ПЗРО для захоронении трансурановых отходов в штате Нью Мексико была начата в 70-х годах, эксплуатация этого ПЗРО началась в 1999 г. Оценка безопасности глубинного могильника высокоактивных отходов Юкка-Маунин в штате Невада началась в 80-х годах, но захоронение отходов все еще не производится из-за политических игр. Барак Обама прикрыл этот проект, Дональд Трамп вначале восстановил работы, потом тоже прикрыл.
Можно сделать вывод, что принятие решений по захоронению РАО в США осуществляется на основе длительной и тщательной оценки безопасности как приповерхностных, так и глубинных ПЗРО. Немаловажной частью такого подхода к захоронению РАО является рассмотренная выше нормативно-правовая база обеспечении безопасности будущих поколений.
Принятие решений по захоронению РАО в России
В России площадки для ПЗРО не выбираются, а назначаются чиновниками, которым на безопасность будущих поколений глубоко наплевать. Я уже писал, что в Красноярском крае Радиевый институт рекомендовал для глубинного ПЗРО высокоактивных отходов участок в гранитах. Есть основание полагать, что тогдашнему гендиректору Горно-химического комбината (ГХК) П.М.Гаврилову это показалось далеко, и он по своей воле без оценки безопасности передвинул ПЗРО на 20 км ближе к ГХК, а тогдашний гендиректор Росатома С.В.Кириенко утвердил это перемещение. В США даже президент не может своевольно менять место расположения ПЗРО.
Новый участок размещения ПЗРО в тысячи раз опаснее рекомендованного Радиевым институтом. Атомщики это поняли и для обмана общественности стали называть этот объект не пунктом захоронения РАО, а подземной исследовательской лабораторией (ПИЛ). Такое вранье в США в принципе невозможно, а в России уже сооружается глубинный ПЗРО высокоактивных отходов под видом ПИЛ.
Кроме того, что глубинный ПЗРО сооружается в абсолютно неподходящем месте, проект этого могильника не допускает возможности извлечения отходов после захоронения. Получается, что сооружаемый ПЗРО является преступлением перед будущими поколениями сразу по двум статьям: по месту расположения и по его конструкции.
В России все новые приповерхностные ПЗРО размещаются на территории закрытых оборонных предприятий, хотя гидрогеологические условия участков не допускают такой возможности. На Уральском электрохимическом комбинате уже эксплуатируется приповерхностный ПЗРО, расположенный на скальных породах, что не допустимо. На Сибирском химкомбинате проектируется ПЗРО, расположенный на болотистой территории, что также недопустимо.
Мной в статье [3] показано, что как глубинный, так и приповерхностные ПЗРО проектируются и сооружаются абсолютно без какой-либо реальной оценки безопасности. Также показано, что во всех проектных материалах присутствуют утверждения, что проекты соответствуют нормам и правилам Ростехнадзора: НП-055-14 [7], НП-100-17 [11] и НП-069-14 [13]. Получается, что документы Ростехнадзора позволяют превращать Россию в радиоактивную помойку.
Выше было показано, что документы Ростехнадзора разработаны на основе рекомендаций МАГАТЭ. Получается, что МАГАТЭ способствует превращению России в радиоактивную помойку через документы Ростехнадзора. Это можно назвать первым способом содействия МАГАТЭ недопустимому захоронению РАО в России.
Кто виноват?
Благие цели марксизма-ленинизма и рекомендаций МАГАТЭ ни к чему хорошему не привели, хотя их создатели были неплохими людьми, кроме Ленина. Во всех перечисленных в данной статье рекомендациях МАГАТЭ по захоронению РАО в списке авторов мне встречаются знакомые имена. Например, в списке авторов требований по безопасности № SSR-5 [5] написано: «Siraky, G. Международное агентство по атомной энергии».
Я помню Габриэлу Сираки, как участницу программы МАГАТЭ из далекой Аргентины. Еще припомнилось, как четверть века тому назад мы с ней катались на лодочке по озеру в Англии. На обратном пути поднялся довольно сильный встречный ветер, чтобы выгрести против ветра, я подгреб к самому берегу и на мелководье, стоя, отталкивался веслом от дна. Чем привел Габриэлу в восторг, типа мы с ней в Венеции, а я - гондольер, в хорошем смысле этого слова.
Получается, что я достаточно знаком с авторами рекомендаций МАГАТЭ. Мне они представляются милыми, порядочными, коммуникабельными, весьма образованными, проще говоря, нормальными людьми. Они верят, что их рекомендации обеспечат безопасность будущих поколений при захоронении РАО. Они не виноваты, что у них практически нет опыта в оценке безопасности реальных ПЗРО.
Наши атомные чиновники, а также яйцеголовые из ИБРАЭ, из НТЦ ЯРБ Ростехнадзора и из других организаций абсолютно некомпетентны в вопросах безопасности при захоронении РАО, тем не менее, наглого и хамского гонора у них не занимать. Еще можно упомянуть про отсутствие совести и порядочности, про лживость и жадность. В силу этих качеств они рекомендации МАГАТЭ используют так, что Россия превращается в радиоактивную помойку. Как Сталин в силу своих личных качеств использовал марксизм-ленинизм для установления коммунистического рабства.
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&fil...