Про не столь отдаленное будущее:
Приоритетные направления Государственной программы вооружений и военно-техническое сотрудничество
....
Надо понимать, что ГПВ-2020 успешно выполняется в обстановке экономической стагнации, а в отдельные годы и рецессии, и в условиях резкого падения цен на углеводороды. Но этот успех создал предпосылки для сокращения объемов ГПВ-2025. У Анатолия Сердюкова и Николая Макарова на руках были веские аргументы в их полемике с Алексеем Кудриным об объемах необходимого финансирования нынешней программы. Сегодня же Сергею Шойгу и Юрию Борисову гораздо труднее доказать необходимость сохранения расходов на закупку вооружений и военной техники в прежнем объеме, так как финансовые возможности страны существенно сократились. ГПВ-2020 версталась при цене нефти около ста долларов за баррель, сегодня эта цена даже номинально вдвое ниже. То есть, с одной стороны, страна не может тратить деньги на закупки техники в прежнем объеме, а с другой - в этом уже нет такой острой необходимости, как в 2009 году.
- Возьмем ВКС. Туда действительно за последние годы поступило несколько сотен последних версий истребителей четвертого поколения - Су-30СМ, Су-34 и Су-35. Но у нас вместе с морской авиацией остается чуть ли не три сотни самолетов третьего поколения типа Су-24 и Су-25, а также огромное количество Су-27, МиГ-29, МиГ-31, которые хотя и относятся к четвертому поколению, но не прошли модернизацию. Наконец, у нас чудовищно изношен парк стратегических бомбардировщиков, прежде всего турбовинтовых Ту-95, которым уже по полвека. И эта ситуация неприемлема. Ясно же, что их надо вывести из парка и заменить новыми.
- Модернизировать Су-27 и МиГ-29 поздно, экономически это еще имело смысл в нулевые годы, но сегодня уже лучше закупать самолеты нового производства. Истребители раннего четвертого поколения не нужно заменять в соотношении один к одному, потому что современные комплексы в разы превосходят их по боевому потенциалу, но при этом и дороже. Модернизация МиГ-31 ведется и, насколько я понимаю, дает хорошие результаты. Наконец, что касается старых ударных самолетов - фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25, то кампания в Сирии показала, что после проведения модернизации эти машины могут быть весьма эффективными, правда в специфических условиях, при слабом ПВО противника.
Теперь что касается стратегической авиации. Насколько я понимаю, в новой программе в части ВКС акцент как раз и будет сделан на ее модернизацию. А вторым приоритетом станет военно-транспортная авиация.
- А мы вообще в состоянии возродить производство стратегического бомбардировщика Ту-160?
- У меня нет оснований предполагать, что здесь возникнут какие-либо непреодолимые проблемы. Правда, чем хуже ты осведомлен о каком-то проекте, тем оптимистичнее его оцениваешь. Но если говорить серьезно, то гораздо больше сомнений возникает по поводу будущего проектов в области военно-транспортной авиации. На мой взгляд, компетенции в этой сфере по ряду субъективных причин, связанных с личностью прежнего руководителя фирмы Ильюшина, в значительной степени утрачены. Это при том, что уже в советское время она отличалась, мягко скажем, предельной консервативностью, особенно на контрасте с КБ Антонова. Все проекты, порученные в последние полтора десятилетия фирме Ильюшина, были провалены или годами длятся без видимого результата. Например, провален проект самолета МТА, поставка Ил-76МФ в Иорданию произведена со значительным отставанием и нанесла серьезный ущерб российско-иорданским отношениям, в том числе политическим. Крайне медленно развивается проект Ил-112В, даже программа модернизация платформы Ил-76 по проекту Ил-76МД-90А до сих пор не доведена до стадии ритмичного серийного производства, хотя проект стартовал более десяти лет назад.
- За это время пять таких самолетов уже поставили, еще пять вроде бы должны передать военным в этом году. Правда, в Ульяновске уже говорят, что знаменитый контракт на приобретение Минобороны 39 Ил-76МД-90А за 140 миллиардов рублей должен быть пересмотрен. При этом стоимость лайнера возрастет с 3,6 миллиарда рублей до пяти миллиардов. Но стоимость контракта не изменится, завод просто сделает меньше машин…
- Естественно, цены за это время ушли вверх. Если еще десять лет не работать, а только имитировать деятельность, цены снова улетят, тогда и количество самолетов можно будет вновь сократить. Это, кстати, очень удобная позиция. Думаю, что для Алексея Рогозина, нового вице-президента ОАК по транспортной авиации, дело фамильной чести эту ситуацию изменить.
- Вернемся к «стратегам». У нас в парке три типа таких самолетов. Это шестьдесят устаревших Ту-95МС и примерно полтора десятка Ту-160. Есть еще менее полутора сотен сверхзвуковых Ту-22М3, но они имеют дальность полета менее семи тысяч километров и в строгом смысле слова дальними не являются. Мы намерены возродить выпуск Ту-160М2, но параллельно ведем работы по созданию нового перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА), который будет дозвуковым. Может быть, достаточно иметь только один тип?
- ПАК ДА - это все-таки отдаленная перспектива. Этот проект, скорее всего, войдет в новую программу только в части НИОКР, а его серийное производство развернется уже после 2025 года. Что же касается дозвуковой скорости, если только ПАК ДА действительно будет дозвуковым, это не должно смущать. Сейчас самолет такого класса должен прежде всего отвечать двум критериям - иметь возможность длительного полета и малую заметность. Задача такой машины - как можно дольше оставаться в заданном районе. При дозаправках и наличии сменного экипажа это могут быть десятки часов....
http://bmpd.livejournal.com/2798498.html там вообще много интересного...