Полная версия  
18+

ОБЗОР: Минфин и ЦБ обсудили с лизинговыми компаниями план реформ лизингового рынка

МОСКВА, 9 июн - РИА Новости/Прайм. Межведомственная рабочая группа Минфина с участием Банка России провела встречу с крупнейшими лизинговыми компаниями, на которой обсудили перспективы развития российского рынка лизинга. На встрече присутствовали представители около 30 компаний, покрывающих порядка 80% рынка, которые обсуждали с финансовыми властями план масштабных реформ на лизинговом рынке, рассказал журналистам директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев.

На прошлой неделе в Банке России заявили, что регулятор видит в лизинговом рынке потенциальный источник риска для финансовой стабильности, преимущественно это вызвано банкротством авиакомпании "Трансаэро". Недостаточная прозрачность лизинговых компаний и возможные "скрытые риски" приводят к тому, что стоимость привлечения заемных средств для них выше, чем для других заемщиков с сопоставимым кредитным рейтингом, указал тогда ЦБ.

Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности, прошедший в апреле под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, попросил Минфин и Банк России подготовить к осени проект регуляторных изменений на рынке лизинга.

Межведомственная рабочая группа, по словам Моисеева, на встрече озвучила целый ряд реформ, направленных на снижение стоимости лизинга в России. Первое направление - это создание полноценной нормативно-правовой базы. Сейчас есть специальный закон о лизинге, который просто дает понятие лизинга, но специальное отраслевое регулирование отсутствует. Разработчики предлагают, в частности, определить, что лизинг является исключительной деятельностью.

"Исключительная деятельность подразумевает, что лизинг является основным видом бизнеса, что какой-либо другой вид бизнеса с ним не совмещается. Невозможно производить оборудование и что-то еще в лизинг предоставлять", - пояснил Моисеев.

ПОВЫШЕНИЕ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РЫНКА

Второе направление, предложенное авторами реформы, связано с повышением транспарентности на рынке. Рабочая группа предлагает обязать лизинговые компании отчитываться по МСФО, а переход на международные стандарты финансовой отчетности завершить к 2019 году.

Снижение стоимости лизинга возможно через снижение стоимости фондирования лизинговых компаний. Межведомственная рабочая группа предлагает начать проект по развитию секьюритизации (финансирования активов путем выпуска ценных бумаг) лизингового портфеля. Для этого необходимо будет разработать стандарты секьюритизации.

Важнейшим шагом, с точки зрения разработчиков, может стать перевод рынка в онлайн. Для этого, во-первых, лизинговым компаниям нужно позволить заключать сделки в электронной форме. Во-вторых, нужно создать электронный лизинговый реестр. Он будет выполнять функции, схожие с теми, которые сейчас выполняют бюро кредитных историй в банковском секторе или бюро страховых историй на рынке страхования. В-третьих, важно также перевести лизинговый рынок на электронное взаимодействие с властями.

"Правильно использовать принцип "одного окна": лизинговые компании заключают сделки электронным образом, сделки попадают в лизинговый реестр, а из этого единого лизингового реестра информируются госорганы", - объяснил Моисеев принцип перехода в онлайн.

Банк России, по его словам, также считает важным, чтобы на рынке возникло саморегулирование. Он рекомендовал создать саморегулируемую организацию (СРО) лизингового рынка.

Для защиты клиентов лизинговых компаний авторы реформы предлагают ввести обязанность раскрывать полную стоимость лизинга, также как сейчас банки указывают в договоре полную стоимость кредита.

Моисеев также рассказал, что Межведомственная рабочая группа Минфина с участием Банка России должна к осени закончить обследование лизинговых компаний. По результатам обследования будет принято решение о том, нужно ли рынку пруденциальное регулирование.

По данным опроса ЦБ, в 2015 году по сравнению с предыдущим годом в 19 раз вырос объем реструктуризаций - с 2,5 до 47,5 миллиарда рублей. Объем необслуживаемых договоров составил 4% от лизингового портфеля, увеличился с 0,2 миллиарда до 44,5 миллиарда рублей, что обусловлено преимущественно банкротством "Трансаэро".

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

14.06.2016
09:39
Суд признал долг "Трансаэро" перед Юникредит банком в размере 1,8 млрд руб
10.06.2016
12:37
ФАС до 20 июня ждет от "Аэрофлота" информации о ценах на билеты из Москвы на Камчатку
10.06.2016
09:21
Окружной суд отменил взыскание с Минфина 374 млн руб в пользу "Аэрофлота"
09.06.2016
13:30
"Аэрофлот" подала иск к "Трансаэро" на 429.2 млн рублей
09.06.2016
13:00
ОБЗОР: Минфин и ЦБ обсудили с лизинговыми компаниями план реформ лизингового рынка
09.06.2016
09:12
"Аэрофлот" подал в арбитраж четвертый иск к "Трансаэро" – на 429 млн руб
08.06.2016
17:25
Суд рассмотрит 26 июля кассацию Альфа-банка на введение наблюдения в "Трансаэро"
08.06.2016
11:51
"ВТБ Лизинг" передал авиакомпании "Россия" Boeing-777
07.06.2016
14:53
Кассация отменила выплату из казны 93 млн руб дочерней авиакомпании "Аэрофлота"
Комментарии отключены.