Полная версия  
18+

Не нужен нам бизнес турецкий - Россия дает экономический ответ на военный инцидент

Москва, 27 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Москва решила отреагировать на сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик экономическими санкциями. Со вчерашнего дня под тотальный контроль поставлен весь импорт турецкого продовольствия.

Как сообщает "КоммерсантЪ", премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству срочно разработать комплекс ограничительных мер в отношении турецких компаний, которые ведут бизнес в России. Больше всего из них могут пострадать застройщики, производители автокомпонентов и ритейлеры. Возможно, могут быть пересмотрены и планы по строительству газопровода "Турецкий поток", и атомной электростанции "Аккую".

Обмен товаром

О возможном пересмотре крупных инвестконтрактов с турецкими копаниями заявил вчера Дмитрий Медведев. В Белом доме изданию пояснили, что сводить предложения министерств будет аппарат правительства, а работу по второму блоку ограничений поручено курировать первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Уже в понедельник, 30 ноября, конкретные предложения, возможно, будут обсуждаться на совещании у премьера.

Реакцию российских властей в отношении Турции можно разделять на две группы. Первая — это контрсанкции, которые Москва уже применяет, в частности, к ЕС и ряду стран, поддерживающих западные санкции против России. Этот механизм включает ограничения на поставки продовольствия. Новшеством же для России является вторая группа мер — де-факто это санкции, аналогичные введенным по отношению к России со стороны ЕС и США, то есть запрет на финансовые и внешнеторговые операции турецких компаний и сворачивание инвестконтрактов.

Механизм установления ограничений зафиксирован в принятом в 2006 году законе "О специальных экономических мерах". "Закон позволяет установить запрет на осуществление связей с турецкими компаниями, но запрет ведения экономической деятельности российским организациям, которыми владеют турецкие компании и граждане, маловероятен, так как эти компании созданы по российскому праву и находятся в российской юрисдикции",— указывает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. "Кого захотят власти ограничить, тот и попадет под запрет. Например, могут объявить, что для целей закона под иностранными компаниями понимаются и их дочерние структуры в России",— говорит на условиях анонимности еще один юрист.

Свобода передвижения

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не исключает, что могут быть пересмотрены планы по строительству газопровода "Турецкий поток". Сразу после инцидента с российским бомбардировщиком высокопоставленные источники газеты уже говорили, что большинство совместных бизнес-проектов будут остановлены или заморожены: тогда кроме "Турецкого потока" речь шла и о строительстве АЭС "Аккую" (по данным издания, по этому проекту структуры "Росатома" пока не получали каких-либо указаний).

Вчера господин Улюкаев не исключил, что возможны ограничения на авиасообщения с Турцией и даже закрытие российских портов для турецких перевозчиков. В этом случае Россия может лишиться крупнейшего иностранного перевозчика — Turkish Airlines выполняют еженедельно 88 рейсов из Турции в десять городов России.

В пресс-службе Turkish Airlines сообщили, что компания подчиняется всем международным и внутренним требованиям, решениям и процедурам властей. Пока перевозчик продолжает работать в России.

Крупным игроком на российском рынке морских и речных перевозок является турецкая компания Palmali. В российском офисе пояснили журналистам, что ООО "Палмали" зарегистрировано в Ростовской области, учредителем является европейская компания (согласно ЕГРЮЛ, учредитель — Palmali Holding Co. Ltd, зарегистрированная на Мальте), судов, ходящих под турецким флагом, у компании нет.

Кто пострадает

По данным руководителя автомобильной практики в СНГ E&Y Андрея Томышева, в России автокомпоненты поставляют 15 турецких компаний. В турецкой Martur (выпускает в Ульяновске автомобильные кресла) сообщили, что сейчас компания планирует увеличение производства, "строго исполняет российское законодательство" и "после выхода постановления (об ограничениях) будет его выполнять".

При этом источники среди производителей рассказали, что Минпромторг запросил их о номенклатуре турецких контрагентов и возможности их замещения или локализации. Собеседники газеты на заводах отметили, что необходимость немедленного замещения автокомпонентов неизбежно ведет к остановке производства как минимум на несколько месяцев. Кроме того, для российских автопроизводителей есть риск лишиться не только локализованных турецких поставщиков, но и импортных запчастей из Турции, объем которых довольно существенный. По данным Турецкой ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов составил 0.8 млрд долл., из них на компоненты пришлось 0.44 млрд долл. Так, собеседники издания на рынке отмечают, что с проблемами могут столкнуться практически все автозаводы, включая "АвтоВАЗ", Renault и "КамАЗ".

На российском рынке производства продовольствия нет крупных турецких компаний, рассказали опрошенные представители отраслевых компаний. Хотя Турция является крупнейшим поставщиков в Россию томатов и цитрусовых. За десять месяцев этого года Турция ввезла в Россию продовольствия на 1 млрд долларов. Но поставки продовольствия из этой страны в ближайшее время, как и предполагало издание, будут ограничены.

Если запрет на работу турецких компаний вступит в силу, то с российского fashion-рынка может уйти сразу несколько крупных международных брендов. Так, американские сети Gap и Banana Republic в России развивает турецкий Fiba Holding, он же управляет сетью Marks & Spencer. В Fiba от комментариев отказались. В России также работают Eroglu (бренд Colin's и 95 магазинов Mexx), lC Waikiki (11 одноименных магазинов), сеть Koton, бренды ADL (Adilisik).

В середине ноября на российский рынок вышел еще один турецкий ритейлер — DeFacto, открыв первые три магазина. Производитель бытовой техники Beko (входит в Koc Holding) и производитель текстиля "Тач текстиль", принадлежащий турецкой Arzum, от комментариев отказались. В России присутствует также турецкий производитель Sisecam (его локальной "дочке" "Русджам" принадлежит пять стекольных заводов, выпускающих бутылки для напитков). В Carlsberg сообщили, что в российских закупках стеклотары доля продукции "Русджам" всего 5-10%.

По данным Nielsen, на российском рынке пива турецкая Anadolu Efes (бренды Efes, "Старый мельник") по итогам девяти месяцев 2015 года с долей рынка 13.3% занимала второе место после Carlsberg ("Балтика", Holsten). Представитель Efes Rus Павел Филиппов сообщил, что компания рассчитывает на взвешенную позицию российских властей.

В России работают как минимум пять банков, в числе акционеров или бенефициаров которых значатся турецкие структуры или граждане Турции. Крупнейший из них — "Кредит Европа банк". По информации на сайте банка, конечным бенефициаром (99.9% акций) является Хюсню Мустафа Озйегин. Объем привлеченных банком от граждан средств составляет 11.3 млрд руб. В "Кредит Европа банке" так же, как и в остальных четырех банках с турецким капиталом, от комментариев относительно текущей ситуации отказались.

"Скорее всего, ограничение деятельности банков с турецким участием в России будет применяться только как крайняя мера и в том случае, если первый шаг в виде давления на Denizbank (турецкая "дочка" "Сбербанка") будет сделан со стороны Турции,— указывает начальник аналитического отдела ИФК "Солид" Олег Шагов.— Если ограничить свою деятельность в Турции придется Denizbank, это отрицательно скажется как на турецкой финансовой системе (банк входит в топ-10 турецких банков), так и на "Сбербанке"". На Denizbank приходится примерно 10% активов группы "Сбербанка".

Больше всего ограничения могут коснуться рынка строительства. По данным нескольких источников в отрасли, на долю турецких компаний приходится около трети всех строительных работ в России. По данным турецкого издания Т24, общий оборот 2 тыс. застройщиков этой страны за границей превышает 60 млрд доларов, из которых на российский рынок приходится почти 10%.

Крупнейшим застройщиком в России среди турецких компаний является Enka. Основатель холдинга Шарык Тара занимает седьмое место в рейтинге Forbes "Короли российской недвижимости 2015" с доходом 412 млн долларов. Представитель этой компании заявил, что в России холдинг работает через местную "дочку". Rennaissance Construction, которую на рынке считают турецкой, создана в России. По словам ее гендиректора Андрея Власенко, в своей работе она использует инженеров и рабочих из Турции. "Пока мы работаем по-прежнему, но понимаем, что ситуация может измениться в любой момент",— отмечает он. Представитель офиса турецкой группы Odak в Казани надеется, что до крайних мер не дойдет: "Это политика, а последствия возникнут, прежде всего, для обычных людей".

В "Пронто Медиа Холдинге" (через голландский TME принадлежит турецкому Dogan Yayin) надеются, что обострение отношений между Россией и Турцией не скажется на их работе. В России холдинг развивает сайты irr.ru под брендом "Из рук в руки" и job.ru.

Другие новости

16.12.2015
10:15
Борис Брохович назначен руководителем юридического управления компании "Домашние деньги"
14.12.2015
21:23
Fitch подтвердило рейтинг Кредит Европа банка на уровне "BB-"
14.12.2015
11:15
"Кредит Европа банк" установил ставку 2-го купона по облигациям серии БО-15
03.12.2015
16:20
"Кредит Европа банк" установил ставки 2-го и 3-го купонов по облигациям серии БО-14
27.11.2015
10:00
Не нужен нам бизнес турецкий - Россия дает экономический ответ на военный инцидент
15.10.2015
18:49
"Кредит Европа банк" установил ставку первого купона по облигациям на 4 млрд руб - 14,5%
13.10.2015
17:07
"Кредит Европа банк" планирует 15 октября собрать заявки на облигации на 4 млрд руб
28.09.2015
15:20
"Кредит Европа банк" выплатил 1-й купон по облигациям серии БО-07
10.09.2015
13:15
"Кредит Европа Банк" установил ставку 1-го купона по облигациям серии БО-15 на уровне 12.59% годовых
Комментарии отключены.