Полная версия  
18+

Высокая доля импорта препятствует развитию конкуренции на рынке молока РФ – ФАС

МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Высокая доля импорта на российском рынке молочной продукции, прежде всего, сыра и сливочного масла, снижает заинтересованность инвесторов в развитии отечественного производства и влечет снижение объемов закупки сырого молока, говорится в аналитическом отчете Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.

ВОПРОСЫ КОНКУРЕНЦИИ

"Одной из проблем развития конкуренции на рынке сырого молока является импорт в Россию молочной продукции", - отмечается в документе.

В связи с высокой долей импорта ценовая ситуация на российском рынке масла сливочного и сыра находится под существенным влиянием импортных цен, которые в перспективе могут поддерживаться на низком уровне. Это связано с тем, что основными импортерами являются Белоруссия и Украина, сельское хозяйство которых находится на подъеме и базируется на дешевых кормовых ресурсах и дешевой рабочей силе в условиях ее избытка, поясняет ФАС.

"В результате снижается заинтересованность предприятий-переработчиков сырого молока в развитии производства сливочного масла и сыра, вследствие чего снижается закупка сырого молока этими предприятиями-переработчиками", - говорится в отчете.

По данным ФАС, общий объем рынка закупки сырого молока в РФ в 2010 году возрос до 22,29 миллиона тонн с 18,7 миллиона тонн в 2009 году и 14,2 миллиона тонн в 2008 году.

Самыми крупными закупщиками сырого молока являются "Юнимилк" и группа лиц "Вимм-Билль-Данн" (ВБД). По данным ФАС, ВБД в 2010 году закупил 9,7 миллиона тонн молока, что составляет 43,5% от общего объема закупок; 6,44 миллиона тонн (34,47%) в 2009 году и 2,2 миллиона тонн (15,75%) в 2008 году. "Юнимилк" в 2010 году закупил 1,3 миллиона тонн молока, что составляет 5,84% от общего объема закупок; 1,33 миллиона тонн (7,1%) в 2009 году и 1,2 миллиона тонн (8,42%) в 2008 году.

В ряде регионов компании имеют долю на рынке закупки сырого молока более 35%, отмечает регулятор. Например, доля ВБД на рынке сырого молока Московской области составляла в 2010 году 48,46%, в Москве - 82,2%, Новосибирской области – 98%, Воронежской области – 34,5%, в Красноярском крае – 33,16%. Доля "Юнимилка" в том же году в Санкт-Петербурге составляла 45,32%, в Тюменской области - 52,5%, Томской - 49,07%, Курганской - 53,92%.

При этом в регионах есть и другие предприятия – крупные закупщики сырого молока. В их числе: ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» с долей на рынке Амурской области 41,8% по итогам 2010 года, ОАО «Тульский молочный комбинат» с долей на региональном рынке 58,64%, ООО «Компания «Арта» с долей на рынке Красноярского края 56,63%. В Московской области ООО «Данон Индустрия» (в конце 2010 году вошло в одну группу лиц с "Юнимилк") 29,7%, и другие.

По данным ФАС, в ряде регионов, например в Московской, Ленинградской, Калининградской, Воронежской, Липецкой, Новосибирской областях, в Татарстане, Камчатском крае, рынок закупки сырого молока относится к высококонцентрированным (с неразвитой конкурентной средой); к умеренно концентрированным (с недостаточно развитой конкурентной средой) относятся рынки Белгородской, Ростовской, Ивановской, Рязанской, Омской областей, Краснодарского края, Мордовии, Дагестана и другие. Низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, являются рынки Алтайского края, Курской, Иркутской, Псковской и Свердловской областей, Санкт-Петербурга.

БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА

Как выяснила ФАС, ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции, а именно невыгодными условиями договоров, устанавливаемыми торговыми сетями (требование предоставления различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию); проблемами логистики, высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов.

Кроме того, барьерами входа на рынок сырого молока являются сезонные колебания объемов производства сырого молока, высокая стоимость кредитных ресурсов, низкая закупочная цена, отдаленность перерабатывающих предприятий от места производства молочного сырья, неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования), высокая насыщенность рынка молочной продукцией, приверженность к устойчивым хозяйственным связям, когда стабильные хозяйства отдают предпочтение при продаже сырого молока только одному молокоперерабатывающему заводу.

Для развития данного товарного рынка и выхода на него новых хозяйствующих субъектов необходимо в первую очередь создать условия для снижения сезонных колебаний производства коровьего сырого молока, а также привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для увеличения молочного поголовья крупного рогатого скота. Также необходима разработка системы государственной поддержки, которая бы предусматривала частичную компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых перерабатывающих комплексов, а также субсидирование закупи сырого молока, перечисляется в аналитическом отчете.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

09.02.2012
17:21
Чистая прибыль PepsiCo выросла в 2011 году на 2% - до $6,4 млрд [Версия 1]
09.02.2012
16:25
Чистая прибыль PepsiCo выросла в 2011 году на 2% - до $6,4 млрд
30.01.2012
11:24
Апелляция подтвердила отмену решения ФАС по спору о тендерах на поставку детского питания
26.01.2012
19:27
PepsiCo увеличила число своих брендов с оборотом более $1 млрд до 22
12.01.2012
17:14
Высокая доля импорта препятствует развитию конкуренции на рынке молока РФ – ФАС
12.01.2012
14:19
Отраслевой союз не ожидает роста цен на апельсиновый сок в РФ в этом году
27.12.2011
18:07
Апелляция вернется 18 января к спору о тендерах на поставку детского питания в Москве
22.12.2011
14:34
Власти РФ должны ввести пятилетний мораторий на изменение налогов - Якобашвили
19.12.2011
00:09
Выбор РИА Новости: Главные события 2011 года на рынке недвижимости РФ
Комментарии отключены.