Полная версия  
18+

Эксплуатация SSJ-100: еще не все потеряно

МОСКВА, 11 мая - РИА Новости. Российский ближнемагистральный самолет Sukhoi SuperJet 100, разбившийся в Индонезии, - не первый самолет, потерпевший крушение на старте коммерческой эксплуатации: истории известны как минимум три случая, когда успешной работе предшествовали трагедии.

Sukhoi SuperJet-100 пропал с экранов радаров 9 мая во время показательного полета в Джакарте. На борту разбившегося самолета было 45 человек, в том числе восемь россиян. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 5200 футов (1,6 километра).

Ранее российские эксперты, опрошенные агентством "Прайм", единогласно заявили, что катастрофа не скажется негативно на действующих твердых заказах производителя - компании "Гражданские самолеты Сухого". В ГСС сообщали, что на сегодняшний день в портфеле 168 твердых заказов на SSJ-100.

Подобные катастрофы случались и с российскими, и с иностранными самолетами, однако, как отметил глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, это не помешало впоследствии новым воздушным судам стать успешными и продаваемыми.

А320: ТРАГЕДИЯ НЕ ПРЕРВАЛА ВЗЛЕТ

Узкофюзеляжный среднемагистральный самолет A320 был разработан консорциумом Airbus в конце 1980-х годов как конкурент лайнерам корпорации Boeing - 737 и 727. Первый полет самолета состоялся в феврале 1987 года, а 1988 году новые воздушные суда стали поступать в авиакомпании. На А320 впервые в пассажирской авиации была применена электродистанционная система управления.

А320 стал одним из самых популярных пассажирских самолетов в истории авиации наравне с Boeing 737. По состоянию на конец 2011 года в мире эксплуатировалось более 4,5 тысяч А320, всего было выпущено более пяти тысяч таких машин.

Однако на старте коммерческой эксплуатации А320 его перспективы были мрачными. Один из первых самолетов потерпел крушение на авиашоу во французском городе Мюлуз. Борт A320-111 авиакомпании Air France 26 июня 1988 года совершал демонстрационный полет с пассажирами на высоте 30 метров на малой скорости с выпушенным шасси. Самолет задел верхушки деревьев, врезался в лесной массив и разрушился. Из 130 пассажиров трое погибли, а 50 были ранены. Всего за время эксплуатации А320 с самолетом произошло 21 одно летное происшествие, в результате которых погибли свыше 500 человек.

В ходе расследования эксперты указывали в качестве причины катастрофы новую электродистанционную систему управления, но официальное расследование показало, что причиной катастрофы стали ошибки экипажа.

ЯК-42: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ В НЕБО

Среднемагистральный пассажирский самолет Як-42 был  разработан в СССР в середине 1970 годов  для замены технически устаревшего Ту-134. Предполагалось, что Sukhoi SuperJet-100 в свою очередь сменит Як-42.

Первый Як-42 поступил в авиакомпанию "Аэрофлот" в конце 1980 года, однако уже через два года, 28 июня 1982 года, самолет, выполнявший рейс Ленинград-Киев, упал с высоты 10 тысяч метров. Причиной крушения стало разрушение механизма перестановки стабилизатора, приведшее к потере управления. Данные конструкторские недостатки были обнаружены и в других самолетах Як-42.

После этой катастрофы, на время расследования и внесения исправлений в конструкцию, эксплуатация данного типа самолета была приостановлена почти на два года.

В 1988 году было начато серийное производство модифицированной версии данного самолета - Як-42Д с увеличенной дальностью и максимальным взлетным весом. Самолет экспортировался в Китай и на Кубу.

Всего в России на конец 2011 года было 16 авиакомпаний, которые эксплуатировали 57 воздушных судов Як-42. Согласно перечню эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок (35 авиакомпаний РФ), у них в эксплуатации находятся 37 самолетов Як-42 и Як-42Д. Наибольший парк у "Авиалиний Кубани" - 13 бортов, а также у "Саравиа" и "Газпромавиа" - по восемь бортов типа "Д".

За время эксплуатации данного самолета произошло восемь катастроф, в результате которых погиб 571 человек.

Катастрофа с Як-42, произошедшая в сентябре 2011 года, в результате которой погибла команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив", фактически поставила крест на эксплуатации данного типа воздушных судов. Авиакомпании, несмотря на заявления авиационных экспертов и летчиков о надежности самолета, начали постепенно выводить из эксплуатации данные суда. Однако заменить все эти машины одномоментно невозможно, и пока они продолжают летать.

ATR-72: ЛЕДЯНЫЕ КРЫЛЬЯ

Один из лидеров в сегменте турбовинтовой ближне- и среднемагистральной авиации - французско-итальянский самолет ATR-72 - был разработан в конце 1980-х годов на базе своего "младшего брата" - ATR-42. Разработка нового лайнера была анонсирована в 1986 году, а уже в 1988 году он совершил первый полет. Название ATR-72 воздушное судно получило из-за количества пассажиров, которые могут быть размещены в салоне. В коммерческую эксплуатацию самолет поступил в 1989 году.

За время эксплуатации ATR-72 было выпущено более 400 единиц различных модификаций самолета. Оригинальной моделью является ATR-72 200.

Спустя пять лет после начала коммерческой эксплуатации воздушное судно потерпело крушение. Осенью 1994 года ATR-72 авиакомпании Simmons Airlines, выполнявшей полет под брендом American Eagle, упал недалеко от Чикаго. При подходе к аэропорту назначения самолет перевернулся через крыло и рухнул. Погибли 64 пассажира и четыре члена экипажа. Основной причиной крушения стала неподходящая конструкция резиновых антиобледенительных щеток. В течение нескольких месяцев все лайнеры ATR авиакомпании были переданы в транзитные узлы Майами и Карибского бассейна для работы на регулярных маршрутах, на которых обледенение практически не встречается.

За время эксплуатации самолета с ним произошло 13 авиационных происшествий, в которых погибло около 200 человек, последнее - катастрофа под Тюменью в апреле 2012 года, в результате которой погибли 33 человека из 43 находившихся на борту.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

16.05.2012
12:46
Специалисты ГСС и Минпромторга помогут Индонезии в расшифровке "черных ящиков" SSJ-100
14.05.2012
19:26
«Черные ящики» разбившегося в Индонезии SSJ-100 пока не найдены - ОАК
14.05.2012
15:35
МАК может выступить консультантом РФ при расшифровке "черных ящиков" SSJ-100 - источники [Версия 1]
14.05.2012
12:25
МАК может выступить консультантом РФ при расшифровке "черных ящиков" SSJ-100 - источники
11.05.2012
16:25
Эксплуатация SSJ-100: еще не все потеряно
11.05.2012
14:55
ОБОБЩЕНИЕ - Трагедия SSJ-100: индонезийские спасатели вывозят погибших и ждут помощи от РФ
11.05.2012
05:59
Решение о поставке SSJ-100 авиакомпании "Якутия" примут после расследования падения лайнера
11.05.2012
05:38
ПОВТОР - ОБОБЩЕНИЕ - Надежда российского авиапрома разбилась в горах Индонезии
10.05.2012
20:50
ГСС организует отправку в Индонезию родственников погибших в авиакатастрофе SSJ-100
Комментарии отключены.