Полная версия  
18+

Комитет ГД одобрил ко II чтению законопроект о НПС с поправками о процессинге за рубежом [Версия 1]

Текст разбит подзаголовками, добавлен текст после девятого абзаца.

МОСКВА, 30 мая – РИА Новости. Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в понедельник рекомендовал принять во втором чтении законопроект "О национальной платежной системе" (НПС), поправки ко второму чтению позволяют международным платежным системам частично использовать услуги операционных (процессинговых) центров за границей.

На заседании Госдумы законопроект предлагается рассмотреть 1 июня.

"Требования (к международным платежным системам) о запрете передачи информации по внутрироссийским операциям - министерство финансов выступило против этой позиции. Мы с этим согласились как компромисс. Но у нас (устанавливаются законопроектом) абсолютно равные конкурентные условия между всеми платежными системами. Они могут использовать зарубежные процессинговые центры", - сказал председатель комитета Владислав Резник журналистам в понедельник.

Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Расчетный и платежно-клиринговый центры, согласно поправкам, в любом случае должны быть локализованы в России, пояснил он.

Он пояснил, что по сути речь идет о допустимости аутсорсинга отдельной операционной деятельности - процессинга.

"И международные платежные систем так же как национальные должны будут утверждать правила и любые изменения правил у регулятора – Центрального банка. Они должны будут также обеспечивать бесперебойность услуг, которые они представляют, и в том числе операторов - клиентов, с которыми они имеют договора. То есть отказаться кому-то заплатить они не смогут, это приведет к лишению регистрации и невозможности работать на нашем рынке", - сказал Резник.

Резник пояснил, что законопроект вводит требование - либо локализовать процессинговый центр в России, либо "сделать аутсорсинг" - использовать зарубежный центр, но в любом случае нужно обеспечить бесперебойность услуг. "Если происходит нарушение бесперебойности – то инфраструктура должна быть локализована у нас (в России)", - сказал он.

"Процессинговый центр - это информация, мы не стали их (международные платежные системы) ограничивать в маршрутизации этой информации", - пояснил он.

При обсуждении ко второму чтению предлагалось внести в законопроект поправки, которые предусматривали обязательное использование для платежей, осуществляемых внутри РФ, платежной инфраструктуры на территории России, а также предлагали ввести запрет на передачу информации за рубеж о производимых в России платежах.

ЧТО ТАКОЕ НПС

Целью законопроекта является законодательное закрепление понятия "платежная система", установление требований к организации и функционированию таких систем, а также надзору и контролю за их деятельностью.

Предметом законопроекта является деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем организаций-операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов по приему платежей, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров), сказал заместитель председателя комитета Юрий Исаев.

По его словам, законопроект определяет, что национальная платежная система – это совокупность операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных денег), банковских платежных агентов, платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи.

Определяется, что операторами НПС являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, а также Внешэкономбанк, сказал Исаев.

Законопроект описывает процедуру и правила перевода денежных средств оператором. Оператор до перевода денег обязан предоставить клиентам возможность ознакомиться "в доступной для них форме" с размером вознаграждения за перевод, со способом определения обменного курса, сказал он.

Вводится понятие платежного клирингового центра - организации, которая в рамках платежной системы обеспечивает прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств. Отдельно оговаривается, что "расчетный центр – это организация, которая исполняет списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направляет подтверждения о исполнении распоряжений участников платежной системы.

Председатель комитета Резник также отметил, что одновременно с законопроектом о НПС комитет рассмотрел и сопутствующий законопроект, который вносит изменения в законодательство в связи с принятием законопроекта о национальной платежной системой.

"Сохранена заложенная действующим Гражданским кодексом система регулирования безналичных расчетов. Мы отказались от переписывания Гражданского кодекса", - сказал Резник.

Поправки по словам Резника, минимизировали нормотворчество ЦБ в данной сфере – практически все нормативные акты ЦБ были "подняты", вписаны в законопроект – "в первую очередь всё что касалось организации и деятельности платежных систем, надзора над ними".

"Впервые прямо указали на недопустимость применения ЦБ санкций за невыполнение требования рекомендательного характера – в отношении кредитных организаций и платежных организаций", - сказал Резник.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ

Законопроект определяет, по словам Резника, что перевод электронных денег – это новая форма безналичных расчетов.

"Из текста законопроекта первого чтения вообще было не понятно что это такое", - сказал он.

Поправки определяют, что перевод электронных денег будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов.

"Сами электронные деньги определены как денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов", - сказал он.

"Этим кредитным организациям Банк России будет выдавать специальный вид облегчённых лицензий, которые будут давать право на работу с электронными денежными средствами", - сказал Резник.

УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЬГАМИ В БАНКЕ

Также законопроект регулирует вопросы связанные с "электронными средствами платежа", под которыми понимаются разные способы удаленного управления денежными средствами, которые находятся в кредитных организациях. Закреплены права и обязанности всех участников этих отношений.

"Урегулирован вопрос ответственности за применения электронного средства платежа – то есть на ком лежит бремя доказывания, если что-то произошло – мы указали, что это бремя доказывания лежит на банках. Банки конечно не очень довольны", - сказал Резник.

Также вводится три вида электронных средств платежа для осуществления расчетов электронными денежными средствами.

"Первый вид – "неперсонифицированное электронное средство платежа", когда идентификация вообще не производится – максимальный остаток в любой момент времени 15 тысяч рублей, а лимит по обороту в месяц – 40 тысяч рублей. Основное использование – для микро платежей", - сказал резник.

Второй вид – "персонифицированное электронное средство платежа. При этом виде платежа происходит идентификация клиента, и максимальная сумма электронных денежных средств на счете – 100 тысяч, сказал он.

"Третье – корпоративное электронное средство платежа – оно будет использоваться идентифицированными юридическими лицами, где максимальный остаток на конец рабочего дня – 100 тысяч рублей. Основное использование – прием электронныех денежных средств за услуги и товары, такого тоже никогда не было", - сказал Резник.

ПЛАТЕЖИ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕФОН

Законопроект закладывает основы регулирования так называемых "мобильных платежей", отметил Резник.

"Оператор электронных денежных средств может заключить с оператором связи, который имеет право оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, договор по условиям которого оператор электронных денежных средств будет вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи - за счет его денежных средств, которые уплачиваются авансом оператору связи", - сказал глава комитета.

"То есть, созданы условия для использования мобильного телефона как устройства для осуществления самых разных платежей. Я думаю, что принятие этого закона первый шаг к тому, чтобы кредитные карточки как пластик (на пластиковом носителе) через какое-то количество лет, видимо, исчезнут", - сказал Резник.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

31.05.2011
15:49
Ставка RUONIA 30 мая снизилась на 0,50 п.п. - до 4,25%
31.05.2011
13:32
Арбитраж признал банкротом московский Неополис-Банк
31.05.2011
12:58
Арбитраж удовлетворил иск ЦБ РФ о банкротстве ОАО "Наш Банк"
31.05.2011
09:30
Остатки на корсчетах банков в ЦБ - 608,3 млрд руб, на депозитах - 130,1 млрд руб
30.05.2011
20:11
Комитет ГД одобрил ко II чтению законопроект о НПС с поправками о процессинге за рубежом [Версия 1]
30.05.2011
18:50
ФАС разрешила Мособлбанку присоединить московский "Республиканский банк"
30.05.2011
18:00
ЦБ РФ с 31 мая повысил учетные цены на золото на 4.26 руб./грамм до 1,383.41 руб./грамм
30.05.2011
16:41
Ставка RUONIA 27 мая выросла на 0,82 п.п. - до 4,75%
30.05.2011
16:10
Forex: Продолжающиеся дискуссии по Греции ограничивают спрос на евро в паре с долларом, несмотря на ухудшение макроэкономических показателей США
Комментарии отключены.