Полная версия  
18+

В России пока планируется создание 2-х банков качества нефти

Частные компании - участники проекта по строительству нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск создадут банк качества нефти, заявил в четверг вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун.

Кроме этого, российские нефтяные компании настаивают на создании банка качества нефти в системе "Транснефть". Вполне возможно, что банк качества нефти проекта Западная Сибирь-Мурманск будет создан первым в России. Помимо этого существует еще один крупный проект по транспортировке нефти - из Ангарска - по направлениям Ангарск-Находка, Ангарск-Дацин либо Ангарск-Находка-Дацин. Помимо нефти ЮКОСа, который выступает инициатором проекта, для заполняемости трубы необходимо будет прокачивать нефть других компаний из разных месторождений, отличающуюся по своему составу. Создание банка качества проходит с большим трудом - трудно утвердить единую методологию определения качества нефти - каждая компания считает свою нефть качественной.

Только "ЛУКОЙЛ" теряет до 50 млн долл. в год из-за отсутствия системы банка качества нефти, считают в компании. Кроме того, как считает глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, в отсутствие банка качества у нефтяных компаний также нет стимула подавать в систему "Транснефти" нефть более высокого качества, поскольку качество нефти не учитывается. Как считает В.Алекперов, от введения банка качества нефти выиграет и государство - в виде налогов за счет более высокого качества нефти и соответственно цены.

Если от введения банка качества нефти большинство российских нефтяных компаний получат дополнительные доходы, то НК "Татнефть" и НК "Башнефть" могут потерять очень много. Добыча последних в основном ведется на месторождениях с высокосернистой нефтью, и с введением банка качества эти компании безусловно будут вынуждены нести потери от низкого качества своей нефти.

Напомним, что 26 сентября 2002 года крупнейшие российские нефтяные компании поддержали идею создания банка качества нефти. На встрече глав нефтяных компаний с президентом АК "Транснефть" Семеном Вайнштоком было решено создать рабочую группу по подготовке для правительства документов, которые будут содержать предложения и пожелания компаний по механизму формирования и функционирования банка качества. Решение по созданию рабочей группы по подготовке документов по банку качества нефти было принято на основе поручения премьер-министра РФ Михаила Касьянова.

Необходимость создания банка качества нефти поддержали также компании "Башнефть" и "Татнефть". Вместе с тем эти компании высказали мнение о том, что при введении банка качества должны быть отработаны механизмы налоговых льгот. Это связано с тем, что утвержденный ГОСТ по нефти предусматривает несколько параметров, в том числе ряд параметров, которые определяются природными свойствами и не зависят от характера производственной деятельности нефтяных компаний.

30 октября 2002 г. Совет директоров ОАО "АК "Транснефть" под председательством заместителя председателя правительства РФ Виктора Христенко одобрил работу компании по разработке концепции и методологии системы "Банк качества нефти" и предложил руководству компании с 1 января 2003 г. организовать апробацию расчетов сумм компенсационных выплат по системе сроком на один год. За этот период предполагается отработать организационную структуру функционирования банка качества нефти, оценить метрологические особенности и произвести отработку необходимого информационного обеспечения системы, уточнить значение стоимостных коэффициентов оценки изменения показателей качества нефти. В течение будущего года предполагается также провести исследования по экономическим вопросам внедрения системы банка качества нефти и изменению схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти. В основу разработанной концепции банка качества заложен принцип нулевого баланса, при котором суммы выплат в банк качества равны сумме выплат компенсаций из него. От всех производителей, которые пользуются услугами "Транснефти" и имеют с ней договор, требуется быть участниками банка качества нефти. За изменение показателей качества нефти участники получают из банка или производят платежи в банк при приеме сырья в систему нефтепроводов и при сдаче в конечном пункте транспортировки.

Таким образом, исходя из текущей ситуации "Транснефть" сможет создать полноценный банк качества нефти не ранее, чем через 2-3 года - к 2005-2006 гг. А строительство трубопровода Западная Сибирь - Мурманск мощностью 80 млн т в год запланировано в 2004-2007 гг., непосредственно ввод в действие его и мурманского терминала запланирован на 2007 г. Соответственно к этому моменту запланировано создание банка качества нефти.

Напомним, что 27 ноября 2002 г. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК" и "Сибнефть" подписали меморандум по вопросу строительства нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск с выходом на рынок США. Инициаторы проекта уже дали предварительные гарантии по прокачке нефти через будущий мурманский терминал, исходя из предварительной проектной мощности трубопровода в 80 млн т нефти в год. Так, "ЛУКОЙЛ" гарантирует 20 млн т нефти в год, "ЮКОС" - 20 млн т нефти в год, ТНК и "Сибнефть" - по 10 млн т нефти в год. Кроме того, "Роснефть" выразила готовность принять участие в проекте.

17 апреля 2003 г. правительство РФ поручило профильным министерствам и ведомствам начать предварительную подготовку ТЭО этого проекта. Правительство приняло решение о реализации проекта с планируемой мощностью 60-120 млн т в два этапа. На первом этапе перевалка нефти на экспорт будет вестись через будущий терминал-"накопитель" Мурманского порта, который будет загружаться судами водоизмещением до 20 тыс. т, железнодорожным транспортом. На втором этапе должно начаться строительство трубопровода из Сургутского района в Мурманск.

Глава "ЮКОСа" М.Ходорковский заявил о возможном увеличении мощности до 120 млн т в год при успешной реализации проекта и при расширении состава участников. Нефть из Мурманска будет круглогодично транспортироваться танкерами на рынки Западной Европы и Северной Америки. В качестве оператора проекта предполагается утвердить госкомпанию АК "Транснефть", поскольку она обладает опытом, необходимым для управления крупной трубопроводной системой. Кроме того, новый трубопровод станет лишь частью национальной трубопроводной системы, которой и управляет "Транснефть".

Глубина акватории Мурманского порта позволяет загружать танкеры дедвейтом до 300 тыс. т. В настоящее время российские компании транспортируют нефть танкерами по 140 тыс. т через Черное и Средиземное моря, проливы которых не позволяют проходить крупным танкерам. Строительство трубопровода Западная Сибирь - Мурманск запланировано в 2004-2007 гг. В настоящее время участники проекта рассматривают 2 варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3600 км и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 км.

Стоимость проекта в зависимости от маршрута составит 3.4 - 4.5 млрд долл. Общие налоговые поступления в бюджет от реализации проекта составят 9.2 млрд долл., в том числе в федеральный бюджет - 4 млрд долл., в региональный - 5.2 млрд долл.

Другие новости

30.06.2003
17:39
ОАО "Татнефть" планирует разработку нефтяных месторождений в Ираке
30.06.2003
17:36
"Татнефть" ожидает ставку 1-го купона облигационного займа объемом 1.5 млрд руб. на уровне 7-8% годовых
27.06.2003
15:34
Годовое собрание акционеров "Татнефти" утвердило дивиденды за 2002 г. в объеме 1 руб. на привилегированную и 0.1 руб. на обыкновенную акции номиналом 1 руб
27.06.2003
12:16
"РИТЭК" за 5 месяцев увеличил добычу нефти на 23.09% до 1124.25 тыс. т
26.06.2003
17:20
В России пока планируется создание 2-х банков качества нефти
25.06.2003
19:01
Sibir Energy и Центральная топливная компания учредили Московскую нефтегазовую компанию (расширенное сообщение)
25.06.2003
18:47
Sibir Energy и Центральная топливная компания учредили Московскую нефтегазовую компанию
23.06.2003
15:53
"Татнефть" 2 июля начнет размещение выпуска облигаций на 1.5 млрд руб
20.06.2003
12:43
"Трубная металлургическая компания" и "Татнефть" подписали соглашение о сотрудничестве по поставке всех видов трубной продукции
Комментарии отключены.