30.11.2020 23:50 |
Не сбиваясь с курса: Сбербанк представил стратегию до 2023 года |
МОСКВА, 30 ноя - РИА Новости/Прайм. Сбербанк в понедельник представил стратегию на следующие три года, не преподнеся особых сюрпризов: банк сохраняет нынешнюю дивидендную политику, по-прежнему делает ставку на экосистему и стремится стать доверенным помощником своих клиентов.
"Стратегия 2023 является логическим продолжением той стратегии, которую мы утвердили три года назад. В новой стратегии мы уделили особое внимание построению бесшовного клиентского опыта и формированию уникального предложения для клиента. Мы будем смотреть на бизнесы не как на отдельные активы, а как на интегрированную бизнес-модель — экосистему. Главная наша цель — стать доверенным помощником и навигатором в меняющемся мире: для человека, бизнеса и государства", - признал глава Сбербанка Герман Греф.
Ряды главных конкурентов Сбербанка на следующие три года пополнились: к неизменным соперникам в лице технологических гигантов добавились другие экосистемы. "Особенно большим вызовом для нас станет активное развитие иностранных экосистем на российским рынке. Но мы верим, что сможем выиграть эту конкуренцию", - заявил Греф.
Как именно Сбербанк планирует одерживать победу, рассказали топ-менеджеры группы.
ЭКОСИСТЕМА
Экосистема являлась основной целью Сбербанка последние несколько лет. Ее построение и развитие вполне органично вписывается в реалии меняющегося мира: в ближайшее десятилетие финансовые рынки будут замедляться, а нефинансовые сервисы, наоборот, будут расти ускоренными темпами, уверен Греф.
Центром внимания Сбербанка в ближайшие три года станет электронная коммерция: этот рынок фрагментирован и пока не имеет доминирующего игрока. "Основную ставку мы делаем на рынке электронной коммерции: от продовольственной розницы до продуктов питания, а также развлечений, медицины, образования. Мы стремимся войти в тройку лидеров на этом рынке в 2023 году", - поделился амбициозной целью Греф. Однако для ее достижения Сбербанк пока не обсуждает покупки крупных игроков рынка, а отдает предпочтение органическому развитию и точечным покупкам.
Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис отметил, что развивать свой бизнес в сфере электронной коммерции банк будет по нескольким направлениям. Так, группа намерена запустить в 2021 году универсальный кросскатегорийный маркетплейс, а также завоевать сильные позиций в ключевых категориях, таких как электроника и бытовая техника, одежда и обувь, продукты и товары повседневного спроса, красота и здоровье. Кроме того, будут развиваться направление логистики, сервисы для продавцов и покупателей маркетплейсов банка. В результате через три года оборот компаний сферы электронной коммерции должен достичь 500 миллиардов рублей.
Такие цели потребует немаленьких затрат со стороны группы: в следующие три года размер инвестиций составил около 4% капитала, большая часть которых будет направлена на развитие индустрии электронной коммерции.
В то же время в Сбербанке намекнули, что эффект от инвестиций в экосистему не будет моментальным. Доход нефинансовых сервисов экосистемы хотя и будет расти "самыми высокими темпами", в 2023 году он должен будет обеспечить лишь не менее 5% от дохода группы. А вот в 2030 году доля нефинансовых сервисов в чистом операционном доходе группы достигнет уже 20-30%.
РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС
Самой главной целью для розничного бизнеса первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин назвал построение в стране рынка массовых инвестиций. "Череда кризисов отбила у многих желание инвестировать. Мы хотим переломить данный тренд, предложить первоклассное решение для массового пользователя и сделать инвестирование регулярной привычкой не только наших клиентов, но и всех россиян", - сказал он, выступая на Дне инвестора банка.
Пока клиенты Сбербанка инвестируют лишь 13% своих безналичных сбережениях, однако уже через три года на фондовый рынок поступит до 23% их накоплений, объем которых в абсолютном выражении превысят 5 триллионов рублей, поделился он.
Ждут изменения и сегмент кредитования: банк намерен уйти от отдельных решений и внедрить комплексный продукт под названием "кредитный потенциал". "Он позволяет клиентам мгновенно понять, на какой объем средств они могут рассчитывать и на каких условиях", - пояснил Ведяхин.
В результате Сбербанк надеется, что в ближайшие три года с помощью внедренных инноваций сможет еще увеличить свою клиентскую базу - до более 100 миллионов человек.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Греф анонсировал и другое направление для развития бизнеса: Сбербанк хочет заняться продажей цифровых финансовых активов, которые появятся в России на официальных правах уже в начале следующего года.
"Мы хотим вывести на рынок нашу новую блокчейн-платформу, которая будет предоставлять услуги по покупке цифровых финансовых активов. И там мы собираемся с самого начала реализовать возможность как раз приобретения "зеленых" инструментов", - заявил он.
Более того, банк может начать уже в следующем году экспериментировать с собственной криптовалютой - "Сберкоин". "Мы очень внимательно смотрим за тем, что делает Центральный банк, находимся в переговорном процессе с регулятором. И это все должно быть увязано с тем контекстом, который будет выбран как стратегия развития цифрового рубля. Мы все эти месяцы и годы работали над технологией, поэтому как только это станет возможным с 1 января, мы выйдем с пакетом услуг на рынок", - заверил Греф.
Глава Сбербанка не стал раскрывать детали возможного проекта. Но еще в августе директор дивизиона "Транзакционный бизнес" банка Сергей Попов говорил, что кредитная организация может выпустить токен с привязкой к рублю, который станет инструментом расчета за другие цифровые финансовые активы.
А гендиректор АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин и вовсе предположил, что "Сберкоин" может стать средством для управления бонусами и подписками внутри экосистемы "Сбера". "Если проект будет реализован по такой модели, все клиенты Сбербанка смогут стать автоматически владельцами Сберкоина", - сказал он РИА Новости.
ДИВИДЕНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ ТАРГЕТЫ
Банк в новой стратегии сохранил преемственность дивидендной политики: по-прежнему планирует выплачивать акционерам 50% чистой прибыли по МСФО при достижении достаточности капитала первого уровня 12,5%. При этом глава банка допустил, что в будущем дивиденды могут и превысить данный уровень, если ситуация будет позволять.
"В принципе, если мы увидим, что у нас есть избыток капитала, честно скажу, что у нас нет никакого желания, нет никаких причин для того, чтобы держать лишний капитал… Если ситуация будет складываться лучше, чем мы ожидаем, будем чувствовать, что запас к риску у нас адекватен …, я бы не хотел загадывать, не хотел, чтобы это рассматривалось как некие данные обещания, но если такая ситуация будет возникать, то я думаю, что это вполне возможно", - ответил Греф на вопрос о возможности увеличения дивидендов.
Банк не стал называть таргеты по прибыли, однако раскрыл другие финансовые ориентиры. Кроме цели по дивидендам, Сбербанк в своей стратегии таргетирует рентабельность капитала группы не ниже 17%, и среднегодовой темп роста выручки нефинансовых активов более 100%.
Чистый процентный доход для Сбербанка будет оставаться одним из основных источников прибыли. Одним из факторов, влияющих на чистый процентный доход, является кредитование. Так, в следующие три года среднегодовой рост розничных кредитов у банка составит 10-12%, а корпоративных - 5-7%. Это должно позволить банку сохранить лидирующие позиции на рынке.
В то же время Сбербанк ждет на горизонте стратегии роста своих розничных депозитов на 5-7% в год, а средства его корпоративных клиентов будут расти темпами, превышающими 8-10%. Такую динамику банк планирует обеспечить через укрепление позиций в сегменте обслуживания текущих счетов клиентов - в результате доля текущих счетов в средствах клиентов по итогам 2023 года вырастет до 48% с нынешних 44%.
"Рост банковского бизнеса будет весьма скромным по сравнению с темпами роста других финансовых и нефинансовых бизнес-сегментов. В этих сегментах мы прогнозируем CAGR операционного дохода на уровне 15% на горизонте стратегии. Тем не менее, банковский бизнес продолжает играть ключевую роль в нашей экосистеме", - заключила член правления, финансовый директор Сбербанка Александра Бурико.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.