Полная версия   Лайт версия
18+

Восток - дело тонкое

"Тот, кто пытается создать порядок, создаст лишь беспорядок".
Лао-Цзы
Новое сообщение | Новая тема |
«« « 156 157
Duke Diamond
21.04.2022 21:00
— В Монголии есть такой обычай: когда в семье рождается сын — отец сажает дерево. Если сын вырастает дураком — то это дерево срубают…
— Был я в той Монголии… Степь до горизонта…
Так ты монгол ?????
Добрый Bоlk
21.04.2022 21:33
Фермер на пяти сотках

Российский фермер поехал по путёвке в Париж. Вернулся, раздал все подарки и рассказывает жене:
— Мань, Париж — это нечто. Аж вааще! Залазишь на Фефелеву башню, а вокруг — мать твою… Посмотришь налево — твою мать, Мань! Посмотришь направо — мать твою !.. Вверх посмотришь — мать твою за ногу… Ты что плачешь-то, Мань?
— Оссподи, красотишша-то кака!
Джонатан
22.04.2022 13:09
— В Монголии есть такой обычай: когда в семье рождается сын — отец сажает дерево. Если сын вырастает дураком — то это дерево срубают…
— Был я в той Монголии… Степь до горизонта…
Так ты монгол ?????
ZOV Братец
22.04.2022 13:28
Так ты монгол ?????
Джони, а существует порода монгольских волков?
Лошадок Пржевальского знаю, с волками беда.
Джонатан
22.04.2022 16:41
Джони, а существует порода монгольских волков?
Лошадок Пржевальского знаю, с волками беда.


Монгольский волк родом из Сибири и является духовным предком Чингисхана и всех монголов.

https://asiarussia.ru/blogs/20593/
Джонатан
22.04.2022 17:41
Слезы и смех

Однажды вечером на берегу Нила встретились гиена и крокодил. Они остановились и приветствовали друг друга.

– Как поживаете, сударь? – спросила гиена.

– Хуже некуда, – отвечал крокодил. – Порой от страданий и тоски у меня слезы неудержимо льются из глаз, и тогда все, вплоть до малейшей твари, твердят: «Это крокодиловы слезы!» Выразить не могу, как это ранит меня!

– Вы говорите о своей тоске и страданиях, – сказала гиена, – но хотя бы на минуту встаньте на мое место. Я любуюсь красотой мира и не могу налюбоваться его диковинными чудесами, я радостно, от чистого сердца смеюсь, как смеется полуденное солнце. И тогда обитатели джунглей говорят: «Слышите, как жутко хохочет гиена!»

Джебран
Джонатан
22.04.2022 18:04
Кошки в хадисах

Любители передавать все что услышат приписывают к Посланнику Аллаха ﷺ историю, где рассказывается, что у него была любимая кошка, которую звали Муизза. Пророк Мухаммад ﷺ настолько любил кошку, что старался не потревожить ее сон, и даже использовал воду, которую пила она, для того, чтобы совершить омовение перед молитвой. Пока Пророк Мухаммад ﷺ проводил свои проповеди, кошка Муизза спала на его коленях. Также из недостоверных сообщений про кошек считается легенда, где кошка однажды спасла жизнь Пророка Мухаммада ﷺ, убив змею, которая забралась в рукав к Пророку Мухаммаду ﷺ и собиралась его ужалить.

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ, пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Все вышесказанное является недостоверным, однако это не говорит о том, что кошки в Исламе не несут в себе блага. Существуют достоверные сообщения, указывающие на то, что кошки являются домочадцами и чистыми животными в Исламе. Они упоминаются неоднократно и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, и всегда отношение к ним очень хорошее и ласковое.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

(с)
Джонатан
24.04.2022 18:35
Все тихо
Только крики сторожей
Стук колотушек, сладостные вздохи
Порою нарушают тишину
Гостиницы

Рубоко Шо
Джонатан
28.04.2022 06:46
Мир изменчив, как заводи и стремнины реки Асукагава. Времена меняются, следы деяний исчезают, уходят, сменяясь, радость и печаль, цветущие некогда долы становятся необитаемыми пустошами, а в неизменных жилищах одни люди сменяют других. С кем побеседуешь о старине, если персик и слива не говорят?

Особенно непостоянным кажется мир при взгляде на некогда достославные останки неведомой им старины.

Когда смотришь на дворец Кёгоку или храм Ходзё, то поражаешься, что желания людей постоянны, деяния же изменчивы. «Вельможа из храма», строя прекрасные дворцы, жалуя вельможам и храмам бесчисленные поместья, полагал, что и впредь до грядущих веков его лишь род останется опекуном императоров и опорой вселенной. Думал ли он тогда, что все это может прийти в такой упадок?…

До недавнего времени оставались еще и большие ворота, и алтарь, но в годы Сева южные ворота сгорели. Алтарь оказался опрокинутым, да так и не случилось его восстановить. И только Зал Безмерно Долгой Жизни остался в прежнем своем виде. Стоят в ряду девять будд высотою в дзё и шесть сяку, вызывая всеобщее почитание. Чаруют до сих пор картины Кодзэй-дайнагона Й и створчатые двери, расписанные Канэюки .
Говорят, будто остался еще храм Цветка Закона. Но и это долго ли продержится?…

А что касается мест, где не сохранилось подобных следов,- то хоть и остались там еще основания строений, но нет людей, которые бы точно знали, что это такое. А если это так, бесполезно загадывать наперед, что бы то ни было, включая мир, который не сможешь увидеть.

Кэнко-Хоси Ёсида
Записки от скуки
Джонатан
28.04.2022 06:52
Песня Сами Мандзэй о луне

Пускай и не видна,
Но кто ее не любит,
Луну, что из-за гребней гор
Стремится выйти на простор?
Хочу хоть издали ее увидеть!


Японская поэтическая антология
VIII века «Манъёсю» («Собрание
мириад листьев»
)
Джонатан
28.04.2022 12:01
Аист и устрица

китайская притча

Однажды большая волна выбросила устрицу на берег. День был солнечный, и устрица, раскрыв створки раковин, грелась на солнце.

В это время по берегу проходил аист. Он увидел устрицу и решил съесть ее. Но едва аист просунул клюв в раковину, как устрица захлопнула свои створки и защемила птице нос.

– Ну и прекрасно, – воскликнул аист. – Продержу тебя так на берегу три дня, а на четвертый ты умрешь от жажды и освободишь мой клюв.

– Через три дня ты сам умрешь от голода, – пробормотала устрица. – Тогда я раскрою створки своей раковины и уплыву в море.

Старый краб услыхал этот разговор и сказал:

– Пусть устрица отпустит аиста, аист же пусть не трогает устрицу, и тогда всем будет хорошо.

– Ну, нет! – заявила устрица. – Он умрет от голода! И тогда я освобожу его клюв.

– Ну, нет! – заявил аист. – Устрица умрет от жажды. И тогда я ее съем!

Так они продолжали спорить. А под вечер на берег пришел рыбак, увидел аиста и поймал его. И вместе с устрицей, которая ни за что не хотела выпустить клюв аиста, рыбак принес свою добычу домой.

Так аист погубил устрицу, а устрица погубила аиста. Оба погибли. Потому что каждый из них старался, чтобы погиб другой.
Джонатан
29.04.2022 09:53
Скоро умру, но,
Пока жива, надеюсь
Увидеть тебя,
В последний раз, чтобы там,
Куда уйду, вспоминать.

Госпожа Ицзуми Сикибу
(976-1034)
Джонатан
29.04.2022 19:38
Добрый Bоlk
30.04.2022 20:45
Что колышется там,
Над песчаной косой,
На осеннем ветру? -
То ли белые хризантемы,
То ли пенные волны прибоя…
Кто у нас «Солнце русской поэзии»? Наша радость, наша народная слава? Пушкин – наше всё. Никто и не спорит. Нет, правда.
Но у народа Ямато – нет, даже так: у расы Ямато и Вадзин, они же японцы, они же «гуйцзы», то есть черти по-китайски, есть свой Пушкин. И, в отличие от нас, одними красивыми эпитетами их солнце не отделалось. На острове Кюсю, в храме Тэнмангу, что в Дадзайфу, провинция Фукуока, есть храм посвящённый богу каллиграфии и учения. Как ни странно для нас, им стал обычный человек. Когда более тысячи лет назад бог родился, то звали его не «О, Боже». Чуть проще. Да совсем по-простому – Сугавара Митидзанэ.
Родился и вырос бог в семье учёного Сугавара Корэёси. Как и большинство детей из обеспеченных семей, получил он очень хорошее образование, в совершенстве знал китайский язык и начал свою поэтическую карьеру со стихов именно на нем. Достигнув совершеннолетия, Митидзанэ удостоился учёной степени и сыскал благосклонность императоров Уда и Дайго. Поэт добился успехов в продвижении по служебной лестнице, стал известным и почитаемым чиновником, занимал самые высокие посты. И вот тут борьба за власть династии Фудзивара, которая, как ни печально, враждовала и с кланом Сугавара, помешала Митидзанэ продолжить карьеру правительственного чиновника. В начале десятого века поэт был сослан на остров Кюсю, в Дадзайфу, где, никому не мешая и не участвуя в интригах, написал свои лучшие стихотворения. У нас есть «Болдинская осень», у японцев же – «Дадзайфунская ссылка». К сожалению, великому учёному и поэту было не суждено вернуться в родные края – Митидзанэ умер на острове, куда его законопатили. Прожил немало – почти шестьдесят лет. Представляете, сколько бы написал Пушкин, сошли его император в деревню пожизненно? Но вернёмся к будущему богу.
Похоронную процессию сопровождали лишь самые близкие последователи Митидзанэ, и ещё несколько человек. Гроб везли на повозке, в которую впрягли вола. На одном из подъёмов вол внезапно остановился, и ни на какие уговоры и понукания не реагировал. Стоял и не двигался с места. Пришлось похоронить тело Митидзанэ на том самом месте, здесь же через пару лет и – вот ведь неожиданность – был построен храм Тэндзина.
А после смерти поэта стали происходить странные трагические вещи – как в императорской семье, у главных гонителей учёного, так и во многих областях Японии. А именно, наводнения, эпидемии и прочие страсти. Все приняли их за месть духа Митидзанэ. Уже после смерти Сугаваре был возвращён его титул, дана должность министра, а также в честь великого поэта было создано несколько храмов. Не добрячком оказался японский Пушкин. Клан Фудзивара, из-за которого в своё время поэт и был выслан на Кюсю, передал в знак раскаяния деньги одному из храмов, построенных в честь Митидзанэ – Дадзайфу. Однако подношения не были приняты – сооружение в скором времени уничтожил пожар. Позднее храм удалось восстановить, и он до сих пор открыт перед посетителями.
Джонатан
01.05.2022 19:28
Интересная история, Добрый волк, я о ней не знал.
Добрый Bоlk
02.05.2022 11:05
Казахский анекдот.
Пресс-конференция по поводу переезда президента Назарбаева в новую столицу Астану (Акмолу):
– Правда ли, что Президент в связи с переездом в новую столицу решил отдать свой Президентский Дворец детям?
– Правда. А банк и телеграф – внукам.
Listya
02.05.2022 15:01
Новолуние. Ураза-байрам. С праздником, Восток!!
Listya
02.05.2022 15:20
В Чжуанцзы (庄子 прим. 4 в. до н. э.) есть потусторонняя история про бабочку:


Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, которая весело порхает,
был счастлив и не знал, что он — Чжоу.
А проснувшись, удивился, что он — Чжоу. И было непонятно - это Чжоу снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу.
Ведь между бабочкой и Чжоу есть разница.

Это называется Превращением.


Какое из превращений снилось Мацуо Басё, когда он написал:

Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья

...
Джонатан
03.05.2022 07:24
В Чжуанцзы (庄子 прим. 4 в. до н. э.) есть потусторонняя история про бабочку:


Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, которая весело порхает,
был счастлив и не знал, что он — Чжоу.
А проснувшись, удивился, что он — Чжоу. И было непонятно - это Чжоу снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу.
Ведь между бабочкой и Чжоу есть разница.

Это называется Превращением.


Какое из превращений снилось Мацуо Басё, когда он написал:

Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья

...
Какой хороший вопрос!
А действительно - какое?
Джонатан
03.05.2022 07:42
Думаю, что разгадать превращения Басе -
дело совершенно невозможное
Гениев нельзя предсказать, разгадать или объяснить.
Всегда найдется что-то такое, что все наши предположения
сведет на нет, а нас самих выставит в смешном свете
Потому что:


Утренний туман
уходит тихонько туда,
куда ему надо…

Танэда Сантока
Анонимный
04.05.2022 14:16
Джонатан
05.05.2022 17:01
Ветры в небесах,
Сохраните врата для
Белых облаков!
Еще одно мгновенье
Дайте мне насладиться.

Монах ХЭДЗО
816-890
Джонатан
05.05.2022 20:20
Пойдем, друзья, поглядим
На плавучие гнезда уток
В разливе майских дождей!

Акутагава Рюнеске
Джонатан
07.05.2022 04:53
Сгущается мрак.
Вот и ночь приходит в ущелье.
Один в тишине,
я не сплю, тоскою измучен, —
и удары сердца считаю...

Ёсии Исаму

Показать в полный размер
Джонатан
08.05.2022 04:52
Большинству людей свойственно видеть в других недостатки и не замечать достоинства.

А ведь достоинства других не причиняют неудобств, но, напротив, — удобны для живущих рядом!

Лишь потеряв своих близких людей со смертью их тел или при долгой вынужденной разлуке, — понимают люди то, как могли бы они их любить и ценить!

Не стоит откладывать любовь, уважение, почтение и благодарность — на то время, когда рядом не будет того, кому мы могли бы это подарить!

Любя и уважая друг друга, мы помогаем расти лучшим нашим собственным качествам. И тогда сорнякам пороков будет оставаться в душе всё меньше места.

Гармония отношений между людьми способствует гармонии во всём Мироздании.

Лао-Цзы
Трактат о добродетели.

Показать в полный размер
тень Атоса
08.05.2022 05:11
Большинству людей свойственно видеть в других недостатки и не замечать достоинства.

А ведь достоинства других не причиняют неудобств, но, напротив, — удобны для живущих рядом!

Лишь потеряв своих близких людей со смертью их тел или при долгой вынужденной разлуке, — понимают люди то, как могли бы они их любить и ценить!

Не стоит откладывать любовь, уважение, почтение и благодарность — на то время, когда рядом не будет того, кому мы могли бы это подарить!

Любя и уважая друг друга, мы помогаем расти лучшим нашим собственным качествам. И тогда сорнякам пороков будет оставаться в душе всё меньше места.

Гармония отношений между людьми способствует гармонии во всём Мироздании.

Лао-Цзы
Трактат о добродетели.

Показать в полный размер
Добрый Bоlk
11.05.2022 15:34
https://author.today/reader/101664/815155
Читаю меж ожидания мирового глобализма - там на странице интересно о движении племен на юге Киевской Руси
ZOV Братец
11.05.2022 17:10
Джони, а ты по жизни филолог или историк?😎
Джонатан
11.05.2022 20:25
Джони, а ты по жизни филолог или историк?😎
Могу сказать, что история и филология,
вообще языкознание - это часть моих увлечений.
У каждого человека есть такие привязанности.
Это как увлечься женщиной, стихами
или романтикой дальних странствий.
Джонатан
13.05.2022 21:02
Где же Листья?
Совершенно невозможно работать!
Джонатан
13.05.2022 21:02
Вперёд буду строго наказывать!
ZOV Братец
13.05.2022 21:24
Вперёд буду строго наказывать!
Не суди сестричку строго.
Вдрук у неё семья большая и мы просто некая отдушина.
Добрый Bоlk
15.05.2022 10:11
"Однажды позвал шах ходжу Насредина и сказал:

-- Слух о твоей мудрости дошёл до моих ушей. Докажи.

-- О! - сказал ходжа - Я могу выучить своего ишака читать Коран.

-- Ого! - сказал шах -- Что тебе для этого надо?

-- Э, - сказал ходжа -- двадцать лет времени, двадцать тысяч золотых и двадцать минут лицезрения тебя, о мудрейший, светлейший и повелительнейший.

-- Да -- сказал шах. - Но если нет, то тебе отрубят голову.

И шах дал ходже требуемое. Когда же ходжа пришёл домой, то жена накинулась на него с криком. Ибо даже мудрейшие совершают ошибки, и ходжа был женат.

-- Ты! - закричала жена ходжи. - Тебе отрубят голову, ибо невозможно научить ишака читать Коран! - У-у-у! - Продолжила она же -- Вот так я буду выть тот день. когда твоё тело бросят бродячим собакам на съедение.

И ходжа содрогнулся.

-- Но! - сказал ходжа. - Это будет через двадцать лет. Многие могут умереть за это время. Или я, или шах, или ишак. Или ты, дорогая.

Легенды гласят, что так и случилось. Все умерли. И шах, и ишак, и жена ходжи. Ибо на тот город напали злые чужестранцы и не осталось там ничего живого. Лишь один ходжа остался живым. Потому что значительно раньше ему пришлось бежать из этого города по совершенно другому поводу."
Добрый Bоlk
15.05.2022 13:07
Тысячу лет назад из-за северной солёной воды приплыл на лодках народ. Который поселился на западных землях. Видимо, речь о Балтийском море и Северной Польше. Хотя не уверен -- название Варяжское море не использовалось. Но ведь и варягов тысячу лет назад не было.

Потом этот народ на своих лодках пошёл вверх по рекам, а потом по рекам же, но вниз. Шёл-шёл и пришёл в южные земли и к тёплой солёной воде. Похоже, речь о Чёрном море и южнорусских степях. Снова нет привязки на местности -- ни Греческое море, ни море Русское -- не называется. Так же как и оба варианта собственно греческих названий -- понтов.

А народ этот - готы. Похоже по маршруту движения. Затем с востока пришли люди с конями и луками, и народ из лодок - побежал. Не из лодок -- из них они уже давно вылезли. Со своих земель.

Вот эти люди с востока меня заинтересовали. Точнее - их луки. Волхв закрыл глаза и, то напевая в пол-голоса, то ругаясь, когда ему не хватало русских слов, дал мне довольно точное описание этого вида оружия. Лук не простой, однодеревка, как у лесовиков. Составной лук с рукоятью и двумя плечами. Реверсивный. То есть в исходном состоянии - без тетивы - кончики лука ("рога") направлены вперёд.

Но этот еще и асимметричный. Плечи лука разные - верхнее вдвое меньше нижнего. А общий рост большой - под три локтя. Большой лук для конного народа - не типично. Но главное - асимметрия. Стрелок держит лук за рукоять. Стрела ложиться ("накладывается") - выше. Получается, что хвостовик стрелы оказывается на таком луке не около середины тетивы, а существенно выше. Тетива растягивается совсем не в равнобедренный треугольник. Треугольник векторов сил -- аналогично. Стрелять прицельно из такой штуки очень тяжело. Выучка нужна - с детства. Я знаю только один народ, который массово использовал такое оружие. Гунны. Именно это "ноу-хау" позволило им разгромить в степи и сарматов, и аланов. Бронных сарматов гунны отстреливали примерно со 120 метров, бездоспешных аланов -- с 200.

Чтобы сравнить... Идёте в тир, берете мелкашку, из положения "лёжа", с упора кладёте серию в мишень. Попали? 90 из 100? Великолепно. А теперь поинтересуйтесь длиной этого заведения. Дистанция -- 25 метров? Прекрасно. Это самое начало нормативов второго разряда по пулевой стрельбе. А теперь в восемь раз дальше, с двухпудовой гирей, подвешенной к концу ствола, на скачущем коне, управляемом только коленями, по такой же скачущей цели. При встречном бое относительная скорость -- 120-150 км в час. Огонь. И так 10 раз. 90 из 100? Да вы, батенька, настоящий гунн! У нас в становище все мальчишки так стреляют.

Двухпудовая гиря... Вы же на мелкашке тетиву не тяните. А стандарт натяжения лука в сорок фунтов считался "женским". Мужской норматив лучника у тех же английских йоменов -- 100 фунтов. Английских. Два с половиной пуда. Русских.

За такие успехи гуннов, в своё время, еще в четвёртом веке, зарегистрировали в качестве "друзей". "Друзей римского народа". Начали подкидывать золотишко. Примерно, по сорок килограммов в год. В качестве благодарности за услуги по "умиротворению" некоторых "незарегистрированных". Один из гуннских родов на этой римской "благодарности" так поднялся, что ломанулся через Дунай в полном боевом... "Аттила - бич божий".

Точно. Это имя волхву знакомо. Как на Востоке запомнили Искандера Двурого, как на Руси - Батыя, так на Западе хорошо помнили Аттилу. Милейший, кстати, человек был. Даже римские историки отмечают его миролюбие, дружелюбие и стремление избегать конфликтов. Зарезал своего старшего брата. Но - ничего личного, только бизнес. Потом, встречаясь с вдовой покойного, всегда слезал с коня и приветствовал её стоя на земле. Вообще, очень любил родственников: когда 17 из них убежали-таки в Византию, чуть не перебил послов и уже поднимал своё войско на очередное выжигание чего там есть по Дунаю. Император оценил ожидаемый ущерб в полмиллиона. Душ. Своих подданных. Запрошенные были экстрадированы. В лоно семьи. На верную смерть. Немедленную.

А какой менеджер! В двадцать раз поднял доходы от дружбы с Константинополем. Это после первого похода. А при задержке платежей - второй поход. И - "пеня удвояется". Это не считая взятого "самовывозом".

Очень был добр и внимателен к подчинённым. Поскольку значительную часть населения его державы в конце правления составляли готы, то ввёл два государственных языка. Второй -- готский. Собственно говоря, даже имя его на готском означает "Маленький отец". Непонятно только какой оттенок имеет здесь это прилагательное: то ли ростом был мал, то ли столько заботы отцовской о готах проявлял.

Так вот, судя по волхву, после первого удара гуннов, готы побежали Степью. В семидесятых годах четвёртого века они вывались на Дунай и слёзно просили их пустить "в домик". Греки были заняты делами в Армении и Месопотамии. Так что пустить пришлось. Причём в худшем для греков варианте -- целым народом с компактным расселением.

"Жалует царь, да не жалует псарь". Ещё одна народная, и не только русская. Решения, принятые на имперском уровне были вполне корректны и взаимовыгодны. Но... Переселенцам нужно продовольствие. Местные чиновники так обрадовались госзаказу, что начали воровать "не видя краёв". Готы остались без пропитания. Потом пошло вымогательство. Картинка хорошо знакомая по моей России -- сначала чиновник создаёт проблему, потом появляется частник и говорит: "Могу решить, но и мне надо делиться". Это "дай" довело готов до положения, при котором они вынуждены были продавать своих дочерей в рабство. А правды -- не сыскать. Правда у бога, который чужой. Поскольку готы были еще язычниками. И у императора. Который в Армении воюет.

Готы восстали, императору пришлось перебрасывать армию на запад, персы заняли половину Армении, готы потеряли половину народа. И все затихло.Кроме гуннов. Последовал второй удар. Снова готы с Днепра, аланы с Дона и Донца -- побежали. На этот раз, по словам "скалозуба" - двумя путями. Часть - южным, вдоль Чёрного Моря, часть северным. Южный путь привёл их, после ряда приключений, в Прованс и к созданию готского королевства со столицей в Бордо. А мне северный путь интересен. Тут готы бежали вверх по Днепру, по рекам, по собственному прежнему пути, назад на историческую родину, в Польшу.

Если первый удар по готам делался при активном участии дядюшки Аттилы, то перед вторым он, "бич божий", вместе со старшим братом, позднее покойным, дядюшку прирезали. И двинулись на Запад двумя армиями. Обходя Карпаты с севера и с юга. Примерно так же потом шли и тумены Бату-хана. Да и в Великую Отечественную Четвёртый Украинский был не просто так создан в стыке между Вторым и Третьим - нормальная армия в горы не полезет.

Отошедшие, было, в леса выше по Днепру готы и примкнувшие к ним аланы - побежали дальше. Через Польшу, где к ним присоединились вандалы. Через Германию. Тут к ним многие за компанию присоседились. Тогда эта смесь огрызков германских народов и получила название "свевы". Через Майнц во Францию, которой еще нет. Потом в Испанию, которая еще Иберия. Свевы там и зацепились. Теперь Астурия называется. Из Астурии особенно не побегаешь -- океан за спиной. Когда очередное готское королевство в Испании получило, по излишней сексуальной озабоченности короля, полномасштабное арабское вторжение, потомки этих "огрызков" были единственными на полуострове, кто не лёг под зелёное знамя ислама.

А тогда вандалы и аланы двинули дальше - аж до Карфагена. Которого нет сейчас. Хотя тогда - был.

Что нужно делать, когда на тебя летит поезд? - Слезть с рельсы. Когда пришли гунны, то все готы побежали или на Дунай, на юго-запад, или на свою "историческую родину". На северо-запад. Но самые умные поняли, что бежать "впереди паровоза", когда машинистом там Аттила - не есть гуд. И побежали поперёк. На север и северо-восток. С Днепра на Двину. И за неё.

Местные угро-финны с костяными наконечниками и каменными топорами... приняли своими бабами участие в этногенезе. Народ пришёл южный, горячий, из лесостепи, с примесью степной крови. Смуглый. В современном немецком сохранилось слово "russ" - копчёный. Хорошо хоть - не "чёрножо...ый".

И это же название смуглых пришельцев-руси чётко вошло в финский язык. Именно, как описание цвета, а не народа. По-фински "ruskea" - коричневый. А вот Русь, земли населённые славянами, финны называют "венайя". От "вене" - лодка. Дорог-то нет, только лодочкой.

В современном финском на эту тему есть еще один прикол. Все государства идут с предлогом "в" - в Швецию, в Персию, в Украину. Только Россия - "на". На Русь, на Руси. Россия до сих пор по финской грамматике -- не государство. Не важно -- какие там власти. Это место, где живут люди, народы разные.

И расселился новый народ "рус" от Чудского до Ильменского озера. Потом, лет через двести, по этим землям прошлись балты. Та же голядь. Но голядь южнее шла. Поэтому, хотя про русь знает, но войны на истребление не было. Потом прошлись славяне. Снова по тем же рельсам. Снова -- южнее. Некоторое время контактов славян с русью почти не было. Пока кривичи не вышли на Двину, где и построили Полоцк. А словены добрались до Волхова. Особых конфликтов сначала не случалось. Земли пустой много. Угро-финны -- чудь белоглазая -- не соперники земледельцу с железным оружием и инструментом. А вот различия между славянами и русами были сильные. Готы-русы, уходя с юга, прихватили с собой не только смуглость и язык. Кстати, именно этот вариант германского языка, адаптированный для слуха греческого писаря, звучит в русских названиях днепровских порогов, даваемых Константином Багрянородным. В отличии от приведённых там же и позднее общепринятых - славянских.

Арабы отмечали и вражду между славянами и русами, и подчинённое положение славянских и прочих племён, и различия в обычаях. Особенно - в погребальных. В большинстве культур именно эта часть наиболее консервативна и трудноизменяемая.

Но есть еще два отличия. Арабы об этом чётко пишут. Может быть потому, что их самих эти отличия по глазам били. Русы, в отличии от славян, имели лошадей. И носили сапоги. Вот варяги, к примеру, приходили на своих ладьях на Русь и на берегу одевали сапоги. На берегу, потому что матросы на кораблях всегда босиком. Хоть на гребных, хоть на парусных. А с лошадями у варягов всегда были проблемы -- на ладьях коней не перевезёшь, да и навыка нет. И на востоке, и на Западе, по всей Европе, варяги бились преимущественно пешими. Вот и во время Дунайского похода Святослава, у которого в дружине было много варягов, греки отмечали неумение и нежелание этой киевской дружины биться конными.

Одновременно и сапоги, и кони... Вроде бы мелочь, но вот начинаю вспоминать... Конный народ -- всегда в сапогах. Но в сапогах и в северных лесах... Вспоминаются только Волжские Булгары. Тоже степной народ. Убегая от хазар тоже ушли на север, в леса. Но коней и обувь сохранили.

Понятно, что превосходство русов над соседями - не в обувке. А в конях, в навыках коневодства, животноводства вообще. В селекционной работе, выполненной поколениями предков, в сохранённых результатах. А еще - длительные контакты с Причерноморьем, с Римской империей, которые обернулись превосходством не только в товарах, но и в их производстве - в ремёслах. И, что особо существенно, в оружейно-тактической части. Ну не было никого бронных, кроме руси, в то время в тех местах.

Такое "готическое" происхождение руси как-то проясняло еще некоторые странности.

Их участие в приглашении Рюрика. Когда все-таки стало ясно, что словене ильменские и вправду как Советская власть - "всерьёз и надолго"...

Есть такая русская поговорка: "Была бы изба, будут и тараканы". По-наехали всякие... словены. Как тараканы...

Ну не жечь же собственную "избу" чтобы этих тараканов выгнать. Пришлось ставить Новгород. Этот компромисс позволил все-таки сохранить ход на север из Южного Приильменья, где поселения русов были довольно многочисленны.

Готы-русы-аборигены превосходили славян-новоселов организационно и технологически. Но не численностью и скандальностью. Когда словены всех допекли, пришлось идти на второй компромисс - звать стороннего князя. Довольно типовое решение в то время.

В истории Лоуренса Аравийского есть такой эпизод. Один из арабов отряда иорданского короля совершил дисциплинарный проступок, приговорён к расстрелу. Но ни один араб в отряде не может привести приговор в исполнение. Пролить кровь члена рода означает вызвать кровную месть между своим родом и родом казнённого. Пока долг перед родом, перед родственниками сильнее долга перед законом -- ни о каком исполнении государственного закона не может быть и речи.

"При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то, затем что деловой."
Вот на роль "делового" в формате "расстрельной команды" арабы и приспособили Лоуренса. В ходе Первой Мировой. А жители Приильменья -- Рюрика. Значительно раньше.

Кандидатура Рюрика была еще одним компромиссом. Между русами и словенами. С одной стороны - из бодричей - славянского корня. С другой - всю жизнь имел дело с разными немцами, датчанами, свеями.

Но когда отправляли посольство звать Рюрика, были в нем почти одни русы. Не потому, что сильно хотели первыми на князя посмотреть, а потому что найти три десятка человек прилично одетых, а главное - обутых... Привычных, умеющих эту обувь носить... В этом лапотно-босоногом краю... А ведь там еще и на лошадях ездить надо будет...

Собственно, по этой же причине русы составляли большинство и в других посольствах тогдашней Руси. Византийцы перечисляют имена участников первых посольств из Руси. Там славянских имён либо мало, либо вообще нет.

С Рюриком у русов сразу не заладилось. Князь упорно грёб все под себя. Пару раз нарывался. История с Вадимом даже в летописи попала. Но здравый смысл возобладал. Две национально-чуждых славянско-финско-балтской Руси группы, местные аборигены-русь и иммигранты-варяги Рюрика, могли или уничтожать друг друга, или договориться. "С целью всеобщего процветания и благоденствия". Это как в старом анекдоте:
Добрый Bоlk
15.05.2022 13:09
-- Армяне! Давайте выпьем за процветание евреев!

-- Зачем?

-- Пока они процветают - за нас не примутся.

Необходимость сотрудничества возобладала в форме уголовно-наказуемого деяния - похищения княгини Ольги.

Я еще раньше удивлялся - зачем нужно было с такими вывертами искать жену Игорю Рюриковичу? Времена ритуальных похищений невест для князей уже прошли. Воровать девку из под Пскова для киевского князя... Из села Выбуты в 12 километрах от Пскова по реке Великой? Что, к Киеву ближе не нашлось?

Брак князя - дело государственное. Вокруг Киева несколько племён, отношения с которыми куда более важны, чем с какими-то плесковичами-псковичами.

А вот если Ольга - не просто девка, а княжна, из княжеского рода... В народе, который в силу взаимной неприязни с остальным местным населением, является естественным союзником правящей династии инородцев... Народ последовал за своей государыней.

Но не сразу. Вообще, ситуация руси мне кое-чем напомнила положение эльфов во "Властелине колец" - два разобщённых анклава (Псковский и Ильменский), хранители древних знаний и удивительного оружия (греко-римского происхождения), скверная демография, враждебной окружение молодых народов - новосёлов... Даже брачная история с браком принцессы и предводителя шайки иноземных бандитов-освободителей.

У Толкинена принцесса Арвен отказалась от своего народа и от бессмертия ради любимого по своей воле. У Ольги - насчёт любви не спросили. А вот насчёт бессмертия...

Деле в том, что с начала пятого века среди германоговорящих народов ходили переводы "Евангелия". От Ульфилы. Списки этих переводов на готский язык попадали и к руси. Конечно, Ульфила был еретиком - Святую Троицу он так и не принял. Невозможно толковать язычникам о ложности многобожия, наставлять их в поклонении единственному богу, и при этом показывать картинку, где три мужика в круглых шапках сидят за столом, на котором одна рюмка. "Ну их же трое!". Это нам, после четырёх веков непрерывного и повального потребления "водочки сладенькой" можно сказать: "Стакан -- один. Видишь? Значит и мужиков - один. А если в глазах троится, так пить надо меньше". Но сорокаградусный алкоголь еще не был запущен в массовое производство, и Ульфила так и остался еретиком.

С христианством русь была хорошо знакома. В отличии от соседей, славян и балтов. Ольга сама была христианкой. Какая именно ересь была её родной - понять трудно. "Скалозуб" в этой части ограничился общей фразой о распятом боге. Видимо, это был какой-то вариант арианства. Но все равно - крещённая. Поэтому и по приходу своему в Киев поддерживала христиан. Летописец, естественно - монах, пишет: "Была она как заря перед рассветом".

Поэтому же и сама отправилась в Константинополь.

Для всех церемониймейстеров и мажордомов императорских это, конечно, был... стресс. То-то Константин описывает именно это посольство в своём "Этикете". Ритуально-церемониальная задача - за гранью восприятия. Уникум уникальный.

Во-первых, во главе посольства - дама. Уже - все. Уже тушите свет. Ну не может дама "подмести пол перед престолом бородой своей". За неимением оной. А "подмести подолом" - так это совсем другая... картинка, геометрия, атмосфера. И посол, и "послиха" могут "пасть ниц на лицо своё". При этом наиболее возвышающаяся часть тела называется у них одинаково. А вот выглядит - по-разному. И главное -- вызывает разные мысли у присутствующих. По крайней мере, у лиц с традиционной ориентацией.

Во-вторых, еретичка. Но не воинствующая и упорствующая, а "дщерь утерянная". И, возможно, "обретённая". "Возможно" - потому что патриархов на Востоке несколько. Есть выбор. А то монофизиты, к примеру, в империи - сильны. То есть их, конечно, давят. Но додавить не могут. Вот бы эту даму взять, да перекрестить, да все её земли под правильную веру, под патриарха Константинопольского.

В-третьих, Святослав. Молодой, мальчишка совсем, пятнадцатилетний князь Киевский. И всея Руси. Встречи первых лиц вообще в средневековой практике - не частое явление. А тут еще, визави императора - инкогнито. То есть он есть, но, вроде бы, его нет. Кто стоит за правым плечом "послихи"? "Третий помощник младшего дворника" или сюзерен "великой и ужасной" и совершенно дикой Руси? Каким поклоном кланяться даме, которая не дама, а "особа приближенная к императору"? Причём не в обычном, понятном, "постельно-развлекательном" смысле, а в смысле межгосударственных отношений. Как вообще можно кланяться человеку, стоящему за спиной посла? Он же слуга, челядь, помощник-подносчик. А тут -- государь. Но -- инкогнито. Так поклон ему ниже, чем послу, или как? Ужас мажордома. Весь протокол сыпется.

А кроме протокола есть еще дипломатия. Примерно каждые тридцать лет славяне ходят на Царьград. Каждый раз - все хуже и хуже. Каждый раз империя заключает новый договор на все более выгодных для себя условиях. Но для империи это всегда напряжение сил. Вот бы уговорить этого юношу не повторять "ошибки предшественников". А заодно натравить молодого и горячего на других молодых и горячих -- на мадьяр. Вот ударят русские через Дунай выше Железных ворот, пройдутся своим варварским манером по Паннонии... И станет в имперской Далмации спокойно на несколько лет. Можно и сербов перестать вооружать для защиты от мадьяр. Хорошо бы и болгар прижать -- после Семеона они слабы стали, но... Может, может Русь сделать много полезного для града Константинова. Надо уговорить.

Ольга крестилась. Ещё раз, в "правильную" разновидность христианства. Без обещаний. Святослав выслушал. Без комментариев.

Греки давили, наезжали, тянули время. "Византийская хитрость". Дохитрились. Начались зимние штормы. Раздражённые проволочками, прилипчивостью и "вязкостью" греков мать с сыном поехали берегом. А берег - это Болгария. Это места, где из всех кесарей чаще всего вспоминают Василия Болгаробойцу. Который, разгромив болгарское войско и взяв десять тысяч пленных, повелел всех ослепить. Девять тысяч девятьсот человек. Остальным же выжечь по одному глазу, и, распределив по одному одноглазому на сотню слепых, погнал их зимой через перевалы в Родопах.

Здесь хорошо помнят кагана Семеона. Великого правителя Великой Болгарии - Первого Болгарского царства. Когда Болгары дошли до Адриатики, когда во Влахернском дворце грекам пришлось, скрепя зубами, признать его царём. Только двоих признали греки равными своим кесарям: Карла Великого и Семеона. И уже тянулся царь болгар к венцу Константинопольскому. Греки ничего не могли сделать с ним на поле боя. Ярость его в битве не знала преград. И вот, когда собрался каган в новый поход, когда не было у греков ничего, что могло бы остановить болгар вплоть до ворот Константинопольских, когда сел Семеон на коня, то поднесли ему чару вина в дорогу. "На посошок". И великий воитель рухнул мёртвым под копыта коня своего. Посреди своего города, перед строем своего войска.

Здесь тоже есть свои мудрецы-книжники. Не греки - болгары. Сколько Ольга тогда разговоров наразговаривала... На каждой стоянке. Звала из этих, еще в римские времена обустроенных мест, к себе. В дебри лесные, в болота. Люди нашлись. Не одна сотня болгар перебрались позднее, по Ольгиным рассказам, на Русь. И монахи, и книжники. И просто люди сведущие.

А Святослав прошёлся собственными ножками по будущему театру военных действий.

И Доростол посмотрел, и прочие достопримечательности. Оборонного назначения. Тоже, с людьми разговаривал. Не зря в его походе на Дунай потом один из болгарских царей участвовал.

Самый страшный славянский поход на Царьград был в 860 году. Кто командовал - не известно. Тоже - какое-то инкогнито. Весело, с шутками-прибаутками вырезали и сожгли пригороды и радостно ушли. А чего не радоваться, когда ни сопротивления, ни этикетов с церемониями -- сами себе хозяева. В чужом дому.

Когда в 1453 году турки осадили Константинополь, патриарх, укрепляя проповедями своими дух защитников, вспоминал не Аттилу, не Олега, с его щитом на городских воротах. Вспоминал вот тот самый приход славян - инкогнитно-безымянный. Значит, паства помнила тот ужас. Уровень опасности был таков, что оставалось только надеяться на чудо. Как тогда. Когда 200 кораблей руссов вдруг вошли в Золотой Рог. Вдруг, потому что 30 километров Боспора, против течения на вёслах, сквозь эшелонированную систему наблюдательных постов, эта армада проскочила незамеченной. Значит был у руссов кто-то, кто эти места и высмотрел, и с системой постов разобрался
Джонатан
18.05.2022 13:04
III. Утро того же дня

Выглядываю из комнаты и в конце коридора вижу сад: туман еще не рассеялся и на листьях лежит утренняя роса, но Митинага уже на ногах и велит слугам очистить ручей от сора. Сломив цветок патринии из густых зарослей к югу от моста, он просовывает его мне в окно поверх занавески.
– А где же стихи? – спрашивает он. Он – прекрасен, а я чувствую себя так неловко – лицо мое заспанно. Пользуясь просьбой, скрываюсь в глубине комнаты – ведь тушечница моя там.

И вот –
Увидела цветок патринии,
И знаю я теперь:
Роса способна
Обижать

– О, как быстро! – говорит Митинага с улыбкой и просит тушечницу.

Прозрачная роса
Не может обижать.
Патриния себя окрашивает
Лишь цветом,
Которым пожелает.

Мурасаки Сикибу
Дневник

1008-1010гг

Показать в полный размер

Цукиока Ёситоси
Гравюра, 1876, 36.5×24.5 см

"Портреты женщин прошлого и настоящего"
Listya
19.05.2022 08:49
Вперёд буду строго наказывать!
Джонатан
19.05.2022 09:05
Джонатан
19.05.2022 18:45
Листок орхидеи
так нежен и чист, что
забываешь о времени.

Показать в полный размер
«« « 156 157
Новое сообщение | Новая тема |
Котировки онлайн
Котировки
для профессионалов
Автоследование
Игровые сервисы