У ЦБ появятся полномочия самостоятельно определять условия по сделкам, в которых может использоваться цифровая валюта Об этом говорится в новом законопроекте об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке. Законопроектом предлагается: 1. «закрытая» модель правовых изъятий путем указания на узкий круг правоотношений, которые могут являться предметом специального регулирования, предусмотренного программой ЭПР. 2. для использования цифровой валюты во внешнеторговой деятельности предлагается предоставить возможность в рамках ЭПР применять нормы ФЗ от 31 июля 2020 года № 259-с определенными особенностями. 3. при установлении ЭПР, затрагивающего вопросы, связанные с оборотом с майнингом, цифровой валюты в РФ, вопросы в сфере валютного регулирования и валютного контроля специальное регулирование подлежит согласованию с Минфином, ФСБ и Росфинмониторингом. sozd.duma.gov.ru №341257-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности Информационный ресурс Государственной Думы. Здесь собрана информация о рассмотрении законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы
в вчерашнем коммерсанте про это статья https://www.kommersant.ru/doc/6663757 Вместе с тем господин Менделеев отмечает, что российские юридические лица уже несколько лет «совершенно свободно и абсолютно легально закупают товары за криптовалюты в разных странах». «А ЦБ с Росфинмониторингом и Минфином вместо того, чтобы обобщить имеющийся богатый опыт десятка похожих проектов (b-crypto, moneyport, transcrypt и др.), начинает заново изобретать сферический велосипед в вакууме, вводя экспериментальные режимы там, где все работает на боевых и реальных»,— указывает он.Шаги по проведению эксперимента ЦБ должен будет согласовывать с Росфинмониторингом, ФСБ и Минфином. В новой редакции документа, в частности, уточняются правила проведения операций с цифровыми валютами, в том числе их использование в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентами и нерезидентами. Помимо этого, в тексте проекта говорится о правах и обязанностях органов и агентов валютного контроля. Также вносятся пояснения о правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций с цифровой валютой. В пояснительной записке указывается, что одной из основных целей законопроекта является устранение запрета на использование криптовалюты как встречного предоставления за товары, работы, услуги. Как отмечает член экспертного совета рабочей группы по криптовалютам Госдумы РФ Михаил Успенский, такой запрет согласно букве закона «существует сейчас только для экспортеров». Таким образом, поясняет он, ЭПР необходим прежде всего «экспортерам для легального получения криптовалюты за поставки своей продукции на мировые рынки». При этом платить иностранцам криптовалютой за ввозимые товары можно легально уже сейчас. По мысли создателей проекта, все расчеты должны проходить в режиме экспериментального правового режима и через Банк России, так как регулятор опасается, что рост оборотов в криптовалюте может перекинуться на внутренний валютный рынок РФ и вытеснить рублевое обращение, говорит независимый финансовый аналитик Андрей Бархота. Такой режим, по мысли мегарегулятора, позволит изолировать внутренний валютный рынок от денежных суррогатов, к которым в России относятся криптовалюты, и оценить пилотный проект с точки зрения роста объемов экспортно-импортных операций, подчеркивает он. Вместе с тем глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев принципиальных отличий между документами не видит. С учетом новой редакции сейчас весь процесс нужно начинать заново (получать заключение ЦБ, правового управления ГД и так далее) — по сути, законопроект просто безмерно расширяет права Банка России при установлении ЭПР на криптовалюту, говорит он. При этом ни конкретных механизмов, ни как такового регулирования законом не предусматривается, считает эксперт. Кроме того, по словам Михаила Успенского, майнинг цифровой валюты «не совсем удачно приравнен к ее обороту». Однако, по его мнению, законопроект намекает, что «для майнеров и обменников могут быть предусмотрены специальные условия». Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, на пресс-конференции 10 февраля 2023 года: «Мы позицию… не меняли, мы отрицательно относимся к использованию криптовалюты на национальном рынке, во внутренних расчетах». Управляющий партнер адвокатской коллегии ГРАД Мария Аграновская предполагает, что будет отрабатываться агентская схема, которая сложилась на рынке. Однако эксперт считает, что также в рамках экспериментального правового режима квалификация цифровых валют будет доработана и будут внесены соответствующие изменения в законодательство. «Стоит ожидать, что по итогам ЭПР будет ограничен также и список участников рынка, которые будут иметь возможность участвовать»,— добавила она. Раньше не хватало только разграничения полномочий между органами власти, отмечают эксперты. «Но поскольку многие были уже готовы к этой работе, то, соответственно, запуск режимов можно ожидать в ближайшее время. Однако принятие закона и, соответственно, работа для широкого рынка будет зависеть уже от воли ЦБ, от результатов эксперимента»,— считает госпожа Аграновская. Вместе с тем господин Менделеев отмечает, что российские юридические лица уже несколько лет «совершенно свободно и абсолютно легально закупают товары за криптовалюты в разных странах». «А ЦБ с Росфинмониторингом и Минфином вместо того, чтобы обобщить имеющийся богатый опыт десятка похожих проектов (b-crypto, moneyport, transcrypt и др.), начинает заново изобретать сферический велосипед в вакууме, вводя экспериментальные режимы там, где все работает на боевых и реальных»,— указывает он.
я так понимаю, что ЦБ не волнует, что кто-то свободно закупает товары в других странах за крипту. Это действительно у нас не запрещено, так как не наша юрисдикция. Они хотят взять под контроль продажу товаров у нас/от нас - сейчас это запрещено. Так вот думают, как я понимаю, как условную "нефть" продавать за бугор так, чтобы те, кому "не положено", не начали продавать свои товары за крипту. |