Зачем Мишустин приехал в Набережные Челны?
И без того насыщенный день для Челнов должен был довершить приезд председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Накануне с утра президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заложил первый камень в фундамент нового умного завода Haier за 10 млрд рублей, который даст автограду тысячу новых рабочих мест. А после обеда глава республики должен был сопровождать Мишустина. Заранее объявили - премьер-министр едет на КАМАЗ, где проведет совещание о дальнейшем развитии автогиганта.
Приезд Мишустина в итоге задержался на четыре часа. У трапа самолета премьера встретили полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров и Минниханов. Премьер, несмотря на то что это его второй визит в регион за день, был весьма бодр и в приподнятом настроении. Известно, что утром глава правительства побывал в Ульяновске - там он посетил предприятия авиастроения и медицинские учреждения. Кульминацией стала двусторонняя встреча с врио губернатора Алексеем Русских.
В Челнах журналистов пустили только на протокольную часть, все подробности встречи остались за закрытыми дверями. Но одной из главных озвученных тем стал контракт на поставку 350 электробусов в Москву - это будет уже четвертый контракт, и есть планы расширить круг заказчиков. "Рустам Нургалиевич [Минниханов] сказал, что Казань собирается приобретать ряд электробусов", - озвучил Мишустин. Ранее на такой план намекал замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.
Мишустин добавил, что благодаря поддержке российского автопрома за первый квартал 2021 года производство грузовых машин выросло на 40%. "Позитивная динамика влияет на большое количество смежных отраслей, имеет немалый мультипликативный эффект, способствует повышению занятости, обновлению и появлению новых технологий", - добавил премьер. Для этого правительство реализует три специальные программы: льготное кредитование, лизинг и субсидирование газомоторной техники. "Примерно каждая 11-я новая машина в России продается благодаря этим мерам. Из 581 тысячи по трем программам было продано 54 тысячи за январь-апрель текущего года", - конкретизировал Мишустин.
КАМАЗ и Sollers перезапускают альянс? Приезд Мишустина в Челны выглядит знаковым на фоне недавнего заявления главы группы Sollers Вадима Швецова. Тот в среду сообщил, что КАМАЗ и Sollers собираются возобновить переговоры о создании альянса. "Сильно помешала пандемия, мы не могли просто физически встречаться, потому что процесс альянсов все-таки требует общения живого, а не по видео. Поэтому сейчас находимся в стадии перезапуска проекта", - указал руководитель компании.
По словам Швецова, теперь переговоры пройдут в новом формате. При этом речи о поглощении компании не идет, отдельно подчеркнул руководитель автопроизводителя. "Нет, мы создаем альянс по синергии. Если синергия совместная будет - станем делать, а если ее нет - бессмысленная история", - добавил он.
Затрагивался ли вопрос на совещании о развитии КАМАЗа, неизвестно. В PR-службе группы Sollers затруднились подробнее рассказать "БИЗНЕС Online" о планах компании: "Еще слишком рано об этом говорить. Вадим Аркадьевич только в среду сделал заявление. Сами понимаете, за данное время мало что могло произойти". Швецов не встречался с премьер-министром в Ульяновске, где находится одна из ключевых промышленных площадок компании, и не участвовал в совещании в автограде, поскольку находится на ПМЭФ.
Челнинский автогигант и Sollers принципиально договорились об альянсе и сформировали рабочие группы для переговоров в начале прошлого года. Однако с тех пор появилось мало конкретики. В феврале 2020-го сообщалось, что проект альянса представлен на правительственном уровне - ответственному за отрасль вице-премьеру Юрию Борисову и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Прежде всего автопроизводители вместе займутся совместным развитием "новых форм потребления коммерческих автомобилей", отмечал источник "Ведомостей", близкий к Sollers. Другой собеседник объяснял, в чем интерес КАМАЗа: желание выпускать легкие коммерческие автомобили (LCV) и расширить модельный ряд среднетоннажных грузовиков.
Стороны рассматривают четыре различных сценария альянса, которые предполагают в том числе возможный обмен активами, отмечал Когогин. Он говорил, что на заводе Sollers в Елабуге КАМАЗ мог бы, в частности, выпускать новый легкий коммерческий грузовик "Компас". Последний СМИ еще в прошлом году прозвали "убийцей "Газели"". Планировалось, что эти машины могут появиться в 2021-2022 годах.
https://www.business-gazeta.ru/article/511701