Полная версия  
18+
2 1
9 698 посетителей

Блог пользователя boomin

Boomin.ru - Растущие компании России

Boomin.ru – интернет-журнал об инвестициях в растущие российские компании. В ленте новостей сайта – все важнейшие мировые, российские и региональные новости экономики, в статьях – конкретные рекомендации и аналитика, в разделе бизнес-мнения – опыт собственников бизнеса от первого лица. Наша площадка открыта для публикаций по обозначенным темам от всех участников рынка.
20.07.2022, 11:03

Fashion-ритейл: бренды прирастают интернетом

С уходом с российского рынка ряда крупных иностранных брендов одежды и обуви у отечественных производителей fashion-индустрии появился шанс занять их место и укрепить свои позиции. И, кажется, многие им уже воспользовались: участники рынка отмечают кратный рост продаж и предложений на рынке интернет-торговли к уровню весны-лета 2021 г. Правда, происходит это при падении трафика в офлайн-ритейле. Дальнейшее развитие сегмента будет зависеть от покупательской способности населения. Пока она продолжает снижаться.

Самая просматриваемая

Как рассказал Boomin президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, за пять месяцев 2022 г. россияне потратили 1,9 трлн рублей на интернет-площадках и в интернет-магазинах. Почти 250 млрд рублей, или 13,7%, приходится на одежду и обувь.

«За пять месяцев 2022 г. внутренний рынок e-commerce вырос на 52%. Продажи увеличились по всем товарным категориям, у одежды и обуви — на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта категория традиционно входит в топ-5 самых популярных товаров в интернете», — констатирует глава АКИТ.

За последние годы одежда и обувь несколько раз меняла строчку рейтинга, отмечает Артем Соколов. До пандемии она стабильно занимала второе место после бессменного лидера продаж — электроники и бытовой техники. После 2020-го, когда россияне стали активно инвестировать в домашний уют, «Одежда и обувь» уступила место категории «Мебель и товары для дома», переместившись на третью строчку. По итогам пяти месяцев 2022 г. она на четвертом месте. С небольшим отрывом ее опередили продукты питания — сказался ажиотажный мартовский спрос, когда россияне массово закупали продукты впрок, а в ряде других категорий наблюдалось сужение ассортимента.

В 2021 г. категория «Одежда, обувь и аксессуары» стала самой просматриваемой на Ozon, рассказали Boomin в компании. Оборот категории по итогам прошлого года вырос в три раза относительно 2020 г. и составил почти 40 млрд рублей, объединив 32 млн товарных наименований.

«В первом квартале 2022 г. рост в категории «Одежда, обувь и аксессуары» также продолжился, причем с высокой базы — мы доставили в 2,7 раза больше заказов с одеждой, чем годом ранее», — отметил представитель Ozon.

По словам генерального директора OR GROUP Антона Титова, в сложившейся рыночной ситуации российские производители обуви и одежды получают больше плюсов, чем минусов. «В связи с уходом ряда зарубежных брендов освобождаются ниши для российских ритейлеров и производителей, что дает им возможность укрепить свои позиции на рынке и расширить аудиторию покупателей. Прежде всего, это касается крупных компаний, которые уже давно на рынке, у которых есть инфраструктура, отработанные технологии работы, широкое географическое покрытие и большая аудитория лояльных потребителей», — подчеркнул он.

Маркетплейсы вместо соцсетей

Динамичный рост продаж одежды и обуви в интернете эксперты и участники рынка объясняют стремительным увеличением селлеров.

«С начала 2022 г. число товарных предложений на российских электронных площадках, в частности маркетплейсах, увеличилось на треть. Если говорить только о категории «Одежда и обувь», мы видим большое количество товаров зарубежных брендов, которые приостановили деятельность или ушли с российского рынка, то есть закрыли физическую розницу — в интернете эти марки по-прежнему доступны, — говорит Артем Соколов из АКИТ. — Кроме того, в несколько раз увеличилось количество локальных российских брендов — небольших фабрик или индивидуальных предпринимателей: маркетплейсы стали для них альтернативой после блокировки соцсетей, через которые они раньше вели торговую деятельность».

При этом трансграничная торговля неуклонно снижается. Сейчас она составляет 4,6% (88 млрд рублей) в общем объеме продаж, притом что в начале года на нее приходилось 13%. Из 19 категорий товаров, которые россияне покупали на зарубежных площадках, заказы остаются только в шести. И по сравнению с периодом январь-май 2021 г. все они со знаком «минус». Например, покупки одежды и обуви в кросс-бордер сократились больше чем на 90%.

На эту же тенденцию указывает партнер Data Insight Федор Вирин:

«Одежда и обувь» — сегмент, из которого ушло больше всего брендов после 24 февраля. Плюс к этому все зарубежные магазины одежды, кроме AliExpress, фактически прекратили продажи в России — в их числе ASOS и FARFETCH. Это привело, с одной стороны, к существенному спаду продаж в мае-июне, а с другой — к расчистке рынка для новых производителей из других стран (в том числе и из России). Уход дешевых технологичных зарубежных брендов, например, Decathlon и Uniqlo, неизбежно скажется на росте чека».

По данным АКИТ, средняя стоимость покупки одежды и обуви в интернете составляет 2,48 тыс. рублей.

По данным Ozon, в I квартале число продавцов одежды, обуви и аксессуаров на маркетплейсе выросло почти в четыре раза год к году. При этом ассортимент увеличился более чем в семь раз. «Мы отмечаем возросший интерес к маркетплейсу со стороны российских брендов и производителей», — констатируют в компании.

Магазины теряют магнетизм

Но если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Обратной стороной развития электронной торговли стало падение продаж в офлайн-ритейле. Международные бренды в торговых центрах крупного формата могли занимать до 40% и более арендаторов, являясь мощными якорями, привлекающими посетителей, и их уход крайне болезненно отражается на доходах торговых центров, отметают в Focus Technologies.

«По итогам марта, апреля, мая 2022 г. посещаемость магазинов категории fashion retail в среднем отставала от прошлогодних показателей на 17-18%. Прирост товарооборота к прошлогодним показателям в марте составлял 15%, а в апреле и мае — порядка 5-6%, и связан был исключительно с ростом чека. В марте средний чек вырос на 35%, а в апреле и мае — на 30%», — говорит руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.

Тем не менее, в июне Focus Technologies зафиксировал рост посещаемости на 1% к уровню того же периода 2021 г. При этом количество чеков выросло на 8%. Всё это указывает на то, что на рынке вырос уровень конверсии, то есть большая часть людей, пришедших в магазины, совершила покупки. Товарооборот при этом вырос в сегменте на 32%.

«Существенный прирост товарооборота связан с ростом среднего чека на 23% в сравнении с прошлогодним уровнем. Однако в росте среднего чека существенную роль играет рост цен, а не покупка среднестатистическим потребителем большего количества товаров», — объясняет Михаил Васильев. По его мнению, возросший спрос в июне во многом вызван отложенным эффектом, включающим сезонную необходимость обновления гардероба.

Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies фиксирует переход потребителей на сберегательную модель поведения. «Одним из факторов такого поведения выступает снижение уровня доходов и, как следствие, покупательной способности населения, а также сделанные в конце февраля — начале марта покупки (ажиотажный спрос) на фоне опасений ухода иностранных брендов, что повлекло за собой существенные траты», — заключил Михаил Васильев.

По его оценкам, оптимистичная динамика по итогам июня — не долгосрочный тренд. Восстановление прежних уровней потребления в офлайн-сегменте отрасли до конца 2022 г. не случится.

Заместить импорт

Новая реальность на рынке — это не только высвободившаяся ниша после ухода крупных иностранных брендов, но и разрыв прежних связей между российскими производителями одежды и обуви с западными поставщиками материалов и комплектующих.

«Наша отрасль сильно зависит от импорта, причем это касается и отечественных производителей обуви. В обуви, которая выпускается на нашей фабрике, доля импортных комплектующих может колебаться от 20 до 80% в зависимости от ассортимента», — говорит Антон Титов из OR GROUP.

При этом, по его словам, санкции практически не повлияли на структуру поставок сырья и фурнитуры, так как компания в производстве и логистике всегда ориентировалась на российские предприятия, а также на партнеров из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего из Китая.

«Мы сейчас делаем акцент на товарах под собственными торговыми марками, именно они занимают существенную долю в наших продажах. У нас достаточно большая аудитория лояльных покупателей, которые приобретают товары из года в год. Наша задача — поддержать их в текущих условиях и предложить товары, которые наиболее востребованы. У нас традиционно наибольший рост показывает обувь, на втором месте стоит одежда. Также пользуются популярностью сумки и товары для дома», — отметил Антон Титов.

В отличие от OR GROUP обувная фабрика «Юничел» вынуждена была экстренно искать замену западным поставщикам. «До событий 24 февраля доля импорта в нашем производстве доходила до 50%, теперь — меньше 30%. И мы продолжаем ее сокращать. Во-первых, это химические материалы, которые в России не производятся: клей, воски, красители. Во-вторых, фурнитура, выбора которой в России практически нет. Мы практически полностью перешли на отечественную кожу. Российские кожевники подтянулись и с качеством, и ассортиментом. Кожа весьма достойная. Плюс 80% подошв мы делаем сами, порядка 2,5 млн пар. Это позволяет нам, с одной стороны, выигрывать в себестоимости, с другой, быстро обновлять ассортимент», — говорит генеральный директор российской обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко.

В качестве сдерживающего фактора развития бизнеса в новых условиях глава «Юничел» называет отсутствие в России эффективной системы защиты собственного производственного рынка.

«Европа держит ввозные пошлины на обувь 17%, Китай — 25%. У нас, когда в ВТО вступали, оставили 3-5%. Когда мы бились за повышение, все говорили: надо спасти авиацию, машиностроение. А легкую промышленность? «Да мы всё привезем». Это неправильно. Нельзя производить 20% от потребности, надо эту долю дотянуть хотя бы до 50-70%. Это же не космические корабли, электроника и радиотехника. Простейшие вещи надо самим делать», — убежден бизнесмен.

Время потребителя

Дальнейшее развитие сегмента одежды и обуви в России будет зависеть от потребительского спроса, который продолжает снижаться.

«Давать какие-то прогнозы сейчас довольно сложно, несмотря на бурный рост интернет-торговли. Сейчас в целом на розничном рынке наблюдается падение покупательской способности. Однако очевидно, что после ухода ряда зарубежных компаний у российских производителей фэшн-индустрии появился хороший шанс занять эту высвободившуюся нишу и есть драйверы развития. Еще один очевидный факт — категория «Одежда и обувь» прочно и надолго обосновалась в топ-5 самых популярных товаров интернет-торговли», — указывает Артем Соколов (АКИТ).

Обувь и одежда занимают второе месте по уровню востребованности после продуктов питания, значит, в любом случае люди будут покупать эту категорию товаров, тем более в России с ее холодным климатом, считает Антон Титов (OR GROUP). «Кроме того, у нас и так потребление обуви находится на низком уровне и не превышает 2-2,5 пары на человека в год, что приближается к уровню физического износа. Поэтому падать ему особо некуда», — заключил он.

В то же время Ozon нацелен на развитие продаж в fashion-сегменте.

«Мы продолжим развивать категорию Apparel — в этом году мы инвестируем в нее более 1 млрд рублей, чтобы обеспечить продавцам маркетплейса бесперебойные продажи на площадке. Мы планируем, что оборот категории по итогам года вырастет втрое», — отметили в компании.

1 0
Теги: boomin, Fashion-бизнес, OR Group, БИЗНЕС online

Последние записи в блоге

АВО проведет в Москве «II Ярмарку эмитентов»
ФПК «Гарант-Инвест подтвердила кредитный рейтинг на уровне ВВВ|ru|
IDF EURASIA проведет прямой эфир для инвесторов по итогам 2023 года
Инвесторов отсекли от «тела»
ID Collect увеличит региональную сеть на 67%
«Феррум» проведет прямой эфир для инвесторов
ГК «Солтон» выйдет с выпуском на 150 млн рублей
СФО «ФинКод» проведет прямой эфир для инвесторов
«ГЛОБАЛ ФАКТОРИНГ НЕТВОРК РУС»: итоги работы эмитента за март 2024 года
ФПК «Гарант-Инвест»: итоги работы эмитента за март 2024 года

Последние комментарии в блоге

Global Factoring Network разместил третий выпуск (1)
Руслан Баширов: «Переукрепление рубля — это временный фактор...» (1)
Дебютный выпуск облигаций МФК «Лайм-Займ» — в системе Boomerang (1)

Теги

boomerang (26)
boomin (723)
Global Factoring Network (26)
goldman group (58)
OR GROUP (44)
аналитика (26)
вдо (21)
Гарант-Инвест (64)
Глобал Факторинг Нетворк Рус (101)
Группа Продовольствие (47)
ДиректЛизинг (21)
инвесторам (272)
интервью (48)
итоги торгов (83)
купонные выплаты (68)
МОСГОРЛОМБАРД (33)
облигации (42)
ОР (60)
ТД «Мясничий» (24)
Юнисервис Капитал (46)