Полная версия  
18+
2 1
9 698 посетителей

Блог пользователя boomin

Boomin.ru - Растущие компании России

Boomin.ru – интернет-журнал об инвестициях в растущие российские компании. В ленте новостей сайта – все важнейшие мировые, российские и региональные новости экономики, в статьях – конкретные рекомендации и аналитика, в разделе бизнес-мнения – опыт собственников бизнеса от первого лица. Наша площадка открыта для публикаций по обозначенным темам от всех участников рынка.
19.05.2022, 08:37

Внешняя торговля РФ

В 2021 г. Россия показала хорошие результаты по росту оборота внешней торговли (+38% y-o-y). Ключевая причина роста — это цены на основные экспортируемые позиции: металлы, нефть, газ, удобрения. Основным торговым партнером России по-прежнему остается Китай. В 2021 г. доля Китая во внешней торговле составила 17,9% и, вероятно, его значение только увеличится.

Рассмотрим основные виды транспорта, которые участвуют в экспортно-импортных операциях.

Трубопроводный транспорт. В 2021 г. объем экспорта природного газа из РФ составил 204,4 млрд м3 (без учета СПГ). Объем экспорта нефти через трубопроводные системы «Транснефти» в 2021 г. составил 87,6 млн тонн (экспорт через трансграничные трубопроводы). До морских терминалов дополнительно было доставлено 114,2 млн тонн. В сумме — 201,8 млн тонн — 88% от всего экспорта нефти.

Железнодорожный транспорт. В 2021 г. объем погрузки экспортных товаров составил 490 млн тонн, из них 351,1 млн тонн — в направлении морских портов. Т. е. прямой экспорт через железную дорогу можно оценить в 138,9 млн тонн. Основная экспортная продукция — это уголь, нефтеналивные грузы, черные металлы, удобрения, руда и зерно.

Автомобильный транспорт. Основное направление импорта/экспорта для автомобильного транспорта — это Европа. С 2017 г. по 2020 г. объем оборота со странами Европы составлял 21-22 млн тонн в год.

Внутренний водный транспорт. Данный вид транспорта в заграничном направлении перевозит порядка 30 млн тонн грузов в год (сообщение в рамках крупных рек).

Морской транспорт. Самый значимый вид транспорта для импортно-экспортных операций. В 2021 г. объем грузооборота в морских портах в экспортном направлении составил 660,9 млн тонн, в импортном — 40,5 млн тонн.

Доля авиатранспорта в экспортно-импортных операциях минимальна и в основном касается особо ценных грузов и корреспонденции.

Состояние отдельных сегментов транспорта в РФ

Авиация. В масштабах России доля авиации в грузовом транспорте незначительна (1,5 млн тонн в 2021 г. / ~0,02% от всего объема перевозок). В первую очередь воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров. В 2021 г. было перевезено 111 млн пассажиров. Для сравнения, РЖД в дальнем следовании перевезли 92 млн чел.

Ключевые игроки в воздушном транспорте (топ-5 по количеству пассажиров в 2021 г.): «Аэрофлот» (21,4 млн чел), «Сибирь» (S7 / 17,8 млн чел), «Победа» (14,4 млн чел) и Россия (10,0 млн чел).

Воздушный транспорт оказался наиболее уязвимым во время пандемии 2020 г., а потом и в 2022 г. В 2022 г. отрасль подвержена санкционному давлению — введены запреты на поставки запчастей, запреты на страхование, техническое обслуживание самолетов иностранных производителей в РФ (Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer, Honeywell). Лизингодатели требуют возврата части авиапарка, 21 авиакомпания из России находится в черном списке ЕС (запрет на полеты), 37 стран (включая страны из ЕС) закрыли свое воздушное пространство для России. Это напрямую отразилось на маршрутах авиакомпаний. Например, время полета из Москвы в Калининград увеличилось на 1 час из-за облета прибалтийских стран.

В 2022 г. Минтранс ожидает снижение пассажиропотока до 90 млн чел (-18,9%), однако с учетом снижения пригодного парка самолетов объем пассажиропотока может быть значительно ниже 90 млн чел. Перспективы отечественного самолетостроения также неопределенны. Согласно данным Ростеха и Минпромторга, полноценное импортозамещение самолетов возможно после 2024 г. На поддержку авиаотрасли в 2022 г. планируется выделить 340 млрд руб. (компенсация отмененных рейсов, поддержка закрытых аэропортов на юге, субсидии на перевезенных пассажиров).

По оперативным данным Sberindexв конце марта — середине апреля люди сократили расходы на авиабилеты на 7-40% в зависимости от недели. В прошлом году в эти периоды был рост расходов от 2 до 5 раз (большой рост скорее из-за низкой базы 2020 г. когда международное туристическое сообщение временно было остановлено).

Железные дороги. По итогам 2021 ж/д транспорт занимает 15,9% в общем объеме перевезенных грузов в РФ. Железная дорога важна в первую очередь для перевозки массовых грузов на большие расстояния. Так, основу перевозок составляет уголь, нефть и нефтепродукты, а также строительные грузы (кирпич, цемент и т. п.), металлы и руды. Около 38% всех перевезенных грузов уходят на экспорт.

Ключевой игрок на рынке — это ОАО «РЖД», государственная монополия, которая отвечает за эксплуатацию ж/д путей и станций, локомотивов и части вагонного парка. Крупнейшие операторы подвижного состава (рейтинг Infoline Rail Russia Top): «Первая грузовая компания», «Федеральная грузовая компания», «Globaltrans», «НефтеТрансСервис», «Трансойл».

Железные дороги ранее в значительной степени зависели от экспорта основных товаров в Европу и США:

В связи с санкциями и постепенным отказом стран ЕС и США от российских энергоносителей (в первую очередь это уголь и нефтепродукты) в 2022 г. ожидается снижение объема погрузки на 2-7%. Поддержку отрасли будут оказывать внутренние перевозки. Этому может способствовать снижение транзита через Россию, снижение погрузки в экспортном направлении, следовательно можно ожидать рост профицита парка вагонов и снижение ставок аренды. Также ожидается переориентация поставок на Восток, что потребует модернизации участков Транссиба и БАМа. Дополнительно, в рамках поддержки государство предоставит РЖД 250 млрд руб. через выкуп привилегированных акций за счет средств Фонда национального благосостояния.

В 1 квартале рынок ж/д перевозок незначительно задели последствия событий на Украине. В марте 2022 снижение объема погрузки составило 2,4% в сравнении с мартом 2021 г. Основной спад ожидается во 2-м квартале с частичным восстановлением в 3-м и 4-м кварталах.

Автоперевозки. В 2021 доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок составила 68,3% (5 491 млн тонн). Из этого объема только 27% занимают коммерческие грузы, остальной объем — это перевозки для внутренних нужд бизнеса.

Ключевые игроки на рынке — логистические компании: «Деловые линии» (владеет крупнейшим объемом складских площадей в регионах РФ, один из ведущих игроков на рынке), Globaltruck (крупнейший FTL-перевозчик на Урале и в Сибири), «ПЭК» (компания специализируется на доставке сборных грузов), «СДЭК» (один из крупнейших игроков в экспресс доставке).

В первую очередь сфера автомобильных перевозок столкнулась с удорожанием транспортных средств и запчастей/комплектующих для них (иностранная техника подорожала в 2 раза, отечественные ТС подорожали на 70%). Рост цен на технику спровоцирован остановкой или ограничением деятельности производителей грузовой техники (Volvo, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, МАN). В целом, по оценкам участников отрасли, себестоимость перевозки выросла в 1 кв. на 10-12%.

Второе существенное ограничение — это запрет на работу в ЕС российских и белорусских автоперевозчиков. Выше мы писали, что объем автомобильного грузопотока между Европой и РФ составлял до 22 млн тонн в год — это порядка 1,5% от всего объема коммерческих перевозок. По словам участников отрасли, сам грузопоток не остановился, только в новых реалиях грузы стали перевозить транспортные компании из прибалтийских стран. Для российских перевозчиков европейское направление может быть компенсировано ростом грузопотока со странами СНГ и Китаем. В результате мы не ожидаем какого-либо значительного падения автомобильного рынка в 2022 г. Снижение объем перевозок не превысит 5-7%.

Морские перевозки. Россия не обладает большим флотом морского транспорта, поэтому объем перевозок занимает небольшую долю. В 2021 объем перевозок составил 23,5 млн тонн (0,3% от общего объема). При этом объем перевалки грузов в российских портах оставил 835,1 млн тонн. Соответственно, доля российских судов в морских перевозках — порядка 2,8%. Остальной объем ложится на международных перевозчиков. Ключевую роль в морских перевозках со стороны России играют порты. Топ-5 крупнейших портов России: Новороссийский морской торговый порт (142,8 млн тонн грузооборот в 2021 г.), Усть-Луга (109,3 млн тонн), Восточный (79,7 млн тонн), Большой порт Санкт-Петербург (62,0 млн тонн), порт Мурманск (54,5 млн тонн).

В начале марта крупнейшие морские перевозчики контейнеров остановили работу с Россией. Maersk отказался заходить в российские порты, MSC и CMA CGM ограничили номенклатуру перевозимых грузов, оставив грузы первой необходимости. В первую очередь это отразилось на западных контейнерных терминалах. Так, в Большом порту Санкт-Петербург за март 2022 грузооборот снизился на 41%.

Помимо прекращения работы со стороны перевозчиков, с Российскими грузами оказался работать один из двух операторов порта Гамбурга — HHLA. Фактически в первом квартале ограничения коснулись только марта. В целом объем грузооборота российских портов за 1 кв. 2022 г. увеличился на 1,2% (в основном за счет нефти и СПГ). Таким образом, наибольшим образом пострадают западные порты, ориентированные на Европейский рынок.

В целом по объему перевалки грузов в портах России ожидается падение до −8%. Ситуация будет зависеть от темпов переориентации грузов и работы портов на Дальнем востоке. Так, с дальневосточными портами продолжают работать COSCO (китайский перевозчик, входит в топ-10 мировых лидеров контейнерных морских перевозок), Evergreen (крупный тайваньский перевозчик), Orient Overseas (принадлежит COSCO), FECSO (российский перевозчик).

Также Россия планирует продолжать проект развития морских портов. В 2022 г. ожидается увеличение мощности портов на 68,5 млн тонн (+5% к мощности портов):

Итог

С начала 2022 г. в России начались новые реалии, в которых:

1 0
Теги: boomin, Инвесторам, Россия, Экспорт, Юнисервис капитал

Последние записи в блоге

АВО проведет в Москве «II Ярмарку эмитентов»
ФПК «Гарант-Инвест подтвердила кредитный рейтинг на уровне ВВВ|ru|
IDF EURASIA проведет прямой эфир для инвесторов по итогам 2023 года
Инвесторов отсекли от «тела»
ID Collect увеличит региональную сеть на 67%
«Феррум» проведет прямой эфир для инвесторов
ГК «Солтон» выйдет с выпуском на 150 млн рублей
СФО «ФинКод» проведет прямой эфир для инвесторов
«ГЛОБАЛ ФАКТОРИНГ НЕТВОРК РУС»: итоги работы эмитента за март 2024 года
ФПК «Гарант-Инвест»: итоги работы эмитента за март 2024 года

Последние комментарии в блоге

Global Factoring Network разместил третий выпуск (1)
Руслан Баширов: «Переукрепление рубля — это временный фактор...» (1)
Дебютный выпуск облигаций МФК «Лайм-Займ» — в системе Boomerang (1)

Теги

boomerang (26)
boomin (723)
Global Factoring Network (26)
goldman group (58)
OR GROUP (44)
аналитика (26)
вдо (21)
Гарант-Инвест (64)
Глобал Факторинг Нетворк Рус (101)
Группа Продовольствие (47)
ДиректЛизинг (21)
инвесторам (272)
интервью (48)
итоги торгов (83)
купонные выплаты (68)
МОСГОРЛОМБАРД (33)
облигации (42)
ОР (60)
ТД «Мясничий» (24)
Юнисервис Капитал (46)