Полная версия  
18+

СПРАВКА - Аммиакопровод "Тольятти – Одесса"

МОСКВА, 7 июн - РИА Новости/Прайм. Украинская диверсионная группа подорвала аммиакопровод "Тольятти-Одесса" в Харьковской области, есть пострадавшие среди мирного населения, заявили в среду в Минобороны РФ.

Ниже приводится справочная информация​​​.

Аммиакопровод "Тольятти – Одесса" – самый протяженный в мире трубопровод, предназначенный для транспортировки аммиака из России по территории Украины. Начало берет в городе Тольятти (Самарская область, Россия), заканчивается в Одесском припортовом заводе (Украина), из которого уже перегружается на морские транспорты.

Решение о строительстве магистрального аммиакопровода "Тольятти – Одесса" было принято Совмином СССР в 1975 году.

Первая очередь аммиакопровода была введена в строй в октябре 1979 года. Для пересечения реки Днепр был спроектирован и построен уникальный висячий переход с пролетом 720 метров. В 1981 году строительство аммиакопровода было полностью закончено.

После распада СССР аммиакопровод был разделен на две части: российскую ("Трансаммиак") и украинскую ("Укрхимтрансаммиак").

Аммиакопровод начинается у предприятия "Тольяттиазот", проходит на юго-запад по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской областей, Луганской Народной Республики, Запорожской области, имеет ответвление к заводу "Стирол" в Горловке (Донецкая Народная Республика, эта ветка не используется с 2014 года). Затем проходит по территории Украины к Одессе.

Общая протяженность – 2417 километров.

Строительство трубопровода позволило значительно сократить издержки и сделать транспортировку аммиака более безопасной.

Транспортируемый аммиак находится в виде жидкости с температурой +4 °C и давлением 35 атм. Толщина трубы – 7,92 миллиметра, в местах повышенной опасности, а также в непосредственной близости от водоемов, применяется принцип "двойной трубы". На этих участках стенки и внутренней, и внешней трубы, обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии, могут выдерживать более высокое давление. Толщина труб увеличивается до 12,7 миллиметра, а между, собственно, трубами содержится азот. Для повышения безопасности участки аммиакопровода, расположенные под железной дорогой и автомагистралями, дополнительно снабжены специальным стальным покрытием.

По трассе аммиакопровода расположены еще 12 промежуточных насосных станций, одна головная станция в Горловке и конечная станция в Одессе.

Пропускная способность "Трансаммиака" составляет 2,52 миллиона тонн в год.

Аммиакопровод – высокоавтоматизированное предприятие. Управление всеми производственными процессами ведется из единого центра, расположенного в Тольятти. С этого пульта контролируются все насосные станции. Датчики позволяют следить за основными показателями работы, давлением.

Магистральный аммиакопровод по всей длине разделен на секции запорной арматурой. Это так называемые посты секционирования. Они расположены вдоль трубы через каждые 5,2 километра.

Перекрыть участок можно как из центра управления в Тольятти, так и на месте. Работу шаровых кранов постоянно контролирует автоматика. В местах расположения кранов установлены обнаружители низкого давления аммиака в трубопроводе. В случае понижения давления, например, при разрыве трубы, срабатывают обнаружители низкого давления и автоматически закрываются ближайшие краны.

При строительстве трубопровода была установлена буферная зона: на расстоянии километра от места его залегания нет населенных пунктов.

В каждом населенном пункте, находящемся ближе 2,5 километра от трассы аммиакопровода, установлена система оповещения местного населения.

Экспорт аммиака через Одессу осуществлялся, в основном, в США (не менее 50% объема), во Францию (свыше 15%) и еще примерно в 20 стран дальнего зарубежья.

Киевский режим неоднократно саботировал прокачку аммиака. В 2016 и 2017 годах транзит останавливали и подумывали о консервации украинской части трубопровода.

24 февраля 2022 года после начала спецоперации России на Украине транзит аммиака был приостановлен. В апреле 2022 года Украина законсервировала Одесский припортовый завод.

Разблокирование аммиакопровода – одно из требований России в рамках выполнения черноморской зерновой инициативы, которую 22 июля 2022 года подписали представители России, Турции, Украины и ООН.

31 мая 2023 года агентство Reuters со ссылкой на источник сообщило, что ООН предложила Украине, Турции и России начать подготовительную работу для транзита российского аммиака через Украину. В то же время отмечалось, что ООН хочет, чтобы параллельно велись переговоры о расширении зерновой сделки на большее число украинских портов и другие виды груза. Отмечалось, что Украина и Турция согласились на предложения ООН.

В Кремле заявили, что обсуждения по этому вопросу продолжаются.

7 июня 2023 года Минобороны сообщило, что 5 июня, около 21.00 мск, в районе населенного пункта Масютовка Харьковской области украинской диверсионно-разведывательной группой был осуществлен подрыв аммиакопровода "Тольятти – Одесса".

В Минобороны произошедшее назвали террористическим актом и отметили, что среди мирных жителей есть пострадавшие, им оказали медицинскую помощь. Из российских военнослужащих никто не пострадал.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

17.08.2023
00:02
Мишустин в четверг посетит ряд промышленных предприятий в Самаре
19.06.2023
13:44
"Тольяттиазот" из-за закрытия аммиакопровода "Тольятти-Одесса" несет колоссальные убытки
07.06.2023
17:02
СПРАВКА - Аммиакопровод "Тольятти – Одесса"
23.05.2023
21:39
Терминал в Тамани снижает проблему блокировки аммиакопровода Тольятти-Одесса - "Уралхим"
17.03.2023
18:29
Инвестиции в проект перевалочного комплекса в Тамани составят 60 млрд руб
03.03.2023
16:13
"Фосагро" изучает строительство новых комплексов по производству аммиака и карбамида
03.03.2023
16:12
Новый терминал в Тамани обеспечит РФ возвращение на глобальный рынок аммиака - эксперт
Комментарии отключены.