Полная версия  
18+

Российские компании откладывают IPO на 2008 г

Мировой кризис ликвидности не позволит российским компаниям реализовать свои планы по выходу на IPO в этом году.

Информацию о том, что IPO российских компаний, запланированные на вторую половину этого года, переносятся на следующий, "Коммерсанту" подтвердили сразу в нескольких крупнейших инвестбанках. "Конкретных операций у нас сейчас не намечено, поскольку из-за критической ситуации на мировых рынках запланированные на второе полугодие размещения российских компаний откладываются",- констатирует управляющий директор по работе с финансовыми институтами "Альфа-банка" Максим Топпер. "Инвестбанкиры советуют своим клиентам, желающим провести IPO, подождать, пока рынок успокоится",-- сообщил управляющий директор Lehman Brothers по России Николас Йордан. "Спрос упал, и эмитент вряд ли получит желаемую цену за свои акции, будет разумным отложить любые операции на рынке капитала - будь то кредит или операции с акциями",- резюмирует гендиректор "Номира (СНГ) Лимитед" Максим Сельцер. Как заявили в одном из крупнейших инвестбанков, до лучших времен отложено более 50% запланированных IPO.

По данным Thomson Financial, в I полугодии 2007 г/ российские компании заняли 3-е место по объемам первичных размещений (десять IPO на общую сумму 15.83 млрд долл.). За этот же период на London Stock Exchange (LSE) объем IPO российских компаний составил 30% от общего объема размещений, причем среди них - самое крупное в Европе -- IPO "ВТБ" на 7.968 млрд долл. Вслед за крупными компаниями, по мнению экспертов, на публичный рынок должны были выйти менее крупные компании. Среди них банки "Зенит", "Ак Барс", "Санкт-Петербург"; девелоперские компании Mirax Group, Coalco Development; "М-Видео", "Лента"; "Уралкалий", НК "Альянс", "Евразия" (буровая компания), и ряд энергогенерирующих компаний. По оценкам Deutsche Bank, выйти на IPO могут порядка 200 компаний. Это увеличит капитализацию российского фондового рынка на 100 млрд долл.

Мировой кризис ликвидности привел к обвалу индексов крупнейших мировых площадок и к ухудшению конъюнктуры на российских биржах. По словам вице-президента Deutsche Bank Елены Хисамовой, ключевым моментом при планировании IPO сейчас является уровень ликвидности. В связи со сложной ситуацией на глобальном фондовом рынке инвесторы умерили аппетиты и уровень подписки на российские акции и цены их размещения рискуют оказаться низкими. "Выходить на рынок компаниям не имеет смысла, так как они рискуют либо быть недооцененными, либо разместиться не в полном объеме",-- считает старший аналитик инвестбанка "КИТ Финанс" Мария Кальварская. По оценкам аналитиков, в среднем голубые фишки сейчас торгуются с дисконтом 30-40%, а бумаги второго эшелона могут быть недооценены рынком более чем на 50%. "Кроме того, целый ряд фондов, обеспечивающих основной спрос на бумаги, в настоящее время испытывает проблемы с притоком средств",-- считает заместитель руководителя департамента фондового рынка ИФК "Метрополь" Александр Захаров. А так как большинство компаний, запланировавших IPO, относятся ко второму эшелону, размещаться в таких условиях бессмысленно. "В случае кризиса разница между ценой спроса и предложения на такие бумаги увеличивается, что неминуемо снижает интерес к ним со стороны инвесторов",- говорит А.Захаров.

Единственными компаниями, на пользу которым может сыграть ипотечный кризис, являются дочерние компании РАО ЕЭС. "ТГК-1" и "ОГК-4" уже разместились, а "ОГК-2" проводит road-show. К выходу на рынок готовится также "ОГК-1". Однако, по мнению экспертов, генерирующие компании используют IPO не как инструмент для привлечения инвестиций, а для того, чтобы изменить структуру акционеров и привлечь стратегического инвестора. "Ситуация на рынке сложилась в пользу стратегов: в условиях отсутствия других претендентов на активы компаний они могут легко приобрести необходимый пакет акций",- считает А.Захаров.

Остальным же российским компаниям остается ждать следующего года, а инвестбанкам - подсчитывать упущенную прибыль. "Следующая волна IPO в России возможна только следующей весной",- говорит Максим Сельцер. Однако проводить размещения в предвыборный период также рискованно из-за традиционной волатильности рынка. "Политическая неопределенность создает дополнительные риски, связанные с возможностью изменения политики страны, поэтому, как правило, компании не выходят на рынок в этот период",-- считает Мария Кальварская. Так что по прогнозам экспертов, новые российские акции могут появиться на биржах лишь через год. Инвестбанки, зарабатывающие на организации IPO около 2-4% от объема размещения, в этом году покажут более скромные результаты прибыли, считают эксперты. Инвестиционные дома Великобритании уже заявили, что их бонусы по итогам года будут на 20% меньше, чем в прошлом году.

Другие новости

07.11.2007
14:20
"ЦМД" за 9 месяцев увеличил чистую прибыль почти в 2 раза до 85.9 млн. руб
01.11.2007
13:52
ММВБ 1 ноября 2007 г. начала торги акциями "М.видео" объёмом по номиналу 1,497,682,270 млрд руб
31.10.2007
17:10
ОАО "РТС" с 01 ноября начинает торги обыкновенными именными акциями "М.видео"
09.10.2007
10:01
"М.Видео" объявило о планах проведения IPO до конца года
19.09.2007
11:00
Российские компании откладывают IPO на 2008 г
06.07.2007
12:59
"М.Видео" планирует IPO на 25% акций осенью на Лондонской фондовой бирже
08.12.2006
19:00
ФСФР зарегистрировала допвыпуск акций "Компания "М.Видео" объемом около 1.492 млрд руб
18.07.2006
17:15
Санкт-Петербургский филиал "Альфа-Банка" в I полугодии увеличил валюту баланса на 38% до 16.5 млрд руб
19.01.2005
10:01
Минэкономразвития планирует отменить ограничения на места таможенного оформления техники и бытовой электроники
Комментарии отключены.