Полная версия  
18+

"ЮКОС" полностью прекращает поставки нефти китайской национальной компании CNPC

С сегодняшнего дня "ЮКОС" полностью прекращает поставки нефти Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) из-за нехватки средств на оплату транспортировки нефти в Китай. Как отмечает газета "Ведомости", пойдя на такой шаг накануне встречи премьер-министров двух стран, компания надеется освободить свои банковские счета из-под ареста.

В минувшие выходные "ЮКОС" сообщил, что уже сегодня прекратит поставки нефти китайской госкомпании CNPC. Как рассказал представитель "ЮКОСа", такое решение правление компании приняло в конце минувшей недели. "Компания вынуждена была на это пойти, - объясняет он. - Транспортные издержки и таможенная пошлина составляют 150-170 долл., а мы ограничены в доступе к собственным счетам, так как с них списываются средства в счет налогового долга. Мы поняли, что не можем нести такие затраты". Он добавляет, что "ЮКОС" пока продолжит поставки другой крупной китайской нефтяной компании - Sinopec, поскольку для нее это "более критично". "Как только нам разморозят счета, мы тут же возобновим поставки в полном объеме, - говорит сотрудник "ЮКОСа". - И мы надеемся, что правительство понимает все репутационные риски для страны в случае перебоев с экспортом. Тем более что поставки нефти CNPC осуществляются по межправительственному соглашению". По соглашению двух стран "ЮКОС" должен до конца года поставить в Китай еще около 1 млн т нефти. Месяц назад президент РЖД Геннадий Фадеев заявлял, что "китайская сторона" гарантировала оплату доставки нефти "ЮКОСа" в Китай, однако в компании эту информацию не подтверждали. Источник, близкий к правительству, считает нынешнее решение "ЮКОСа" "политическим шагом". "Если "ЮКОС" продолжает финансировать поставки нефти по другим направлениям, значит, деньги у него есть", - рассуждает чиновник, напоминая, что приставы списывают лишь половину средств компании. А в случае реального "бойкота" со стороны "ЮКОСа", по его мнению, появятся другие желающие экспортировать нефть в Китай. "С одной стороны, это так, - соглашается источник в одной из российских нефтяных компаний. - Но у какой компании найдется в срочном порядке большой объем свободной нефти? Вся она законтрактована, а снижать поставки в Европу мало кто согласится". "ЮКОС" не случайно решил остановить поставки сейчас, накануне назначенной на 24 сентября московской встречи глав правительств Китая и России, говорит руководитель Российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев. "Заявление "ЮКОСа" вносит сумятицу в повестку дня встречи, и обсуждения дела "ЮКОСа" теперь не избежать, - считает он. - Это был выстрел в нужный момент". С ним соглашается и аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов: "ЮКОС" прежде всего руководствуется политическими соображениями и наступает на больную мозоль правительства".

Между тем у действий компании есть и чисто экономическое объяснение, рассказал на условиях анонимности один из менеджеров "ЮКОСа". По его словам, 14 сентября правление компании решило сократить с 380 тыс. до 230 тыс. т сентябрьские поставки в Китай через погранпереход Забайкальск, где идет нефть для CNPC. В октябре же поставки прекратятся совсем, поскольку прокачка нефти из Ангарска на Забайкальск (1500 км) обходится в 60 долл. за 1 т. А вот поставки через погранпереход Наушки, где идет нефть для Sinopec, стоят 30 долл. за 1 т при расстоянии 700 км. "Поставки на Забайкальск становятся неэффективными, так как с 1 октября пошлины на нефть повышаются с 65 до 87 долл. за 1 т", - поясняет собеседник.

Топ-менеджер РЖД сказал, что "ЮКОС" заранее предупредил монополию о прекращении отгрузки части нефти в Китай. "Но мы от этого ничего не теряем, ведь компания больше стала отгружать нефти на внутренний рынок", - говорит он.

"ЮКОС" в 2003 г. добыл 80.8 млн т нефти. Его выручка за девять месяцев 2003 г. по стандартам US GAAP составила 12.2 млрд долл., чистая прибыль - 2.5 млрд долл. В 2003 г. "ЮКОС" поставил в Китай по железной дороге 3.5 млн т нефти и намеревался в 2006 г. довести эту цифру до 15 млн т. Специально для реализации этого проекта "Российские железные дороги" инвестируют 40 млрд руб. в развитие инфраструктуры на китайском направлении. Из 54.5 млн т сырой нефти, перевезенных в прошлом году по сети РЖД, доля "ЮКОСа" составила 31.7% (17.3 млн т).

Другие новости

22.09.2004
15:27
Южно-Уральская железная дорога и администрация Курганской области подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве на 2005 г
21.09.2004
13:08
РЖД приняло программу строительства интермодальной линии Северный вокзал Калининграда – аэропорт Храброво к августу 2005 г., стоимость проекта - 300 млн руб
21.09.2004
09:47
"Газпром" и "РЖД" подпишут соглашение о сотрудничестве в области развития транспортной инфраструктуры в ЯНАО
20.09.2004
17:59
Г.Фадеев: РЖД не получило уведомления от НК "ЮКОС" о приостановке поставок нефти в Китай
20.09.2004
09:18
"ЮКОС" полностью прекращает поставки нефти китайской национальной компании CNPC
17.09.2004
14:00
ФСГС РФ: Крупнейшие российские налогоплательщики и организации-монополисты в промышленности в январе-июле отгрузили продукции на 4919.9 млрд руб., что на 25.3% больше, чем годом ранее
16.09.2004
11:05
"Северная железная дорога" за 8 месяцев освоила 53.8% от общей суммы капвложений на 2004 г. или 3.375 млрд руб
14.09.2004
09:22
РЖД до конца года планирует занять 300 млн долл. у американской Сitigroup
13.09.2004
18:30
Банк Citigroup предоставит ОАО "РЖД" заем в размере 300 млн долл. на реализацию стратегической программы компании
Комментарии отключены.