Иссахар-Бер Рыбак
Еврейский художник великого таланта Часть 2.
Ребе сказал: не надо печали Многие в своем творчестве, как художники, так и писатели, касались национальной проблемы.
Для Иссахара Рыбака тема родного народа, его языка и самобытной культуры стала смыслом жизни. Иудаистская тематика прослеживается в каждом полотне, графике, наброске.
Почему зрители не могут оторвать взгляд от репродукции «Старая синагога»? Покосившаяся постройка, черно-белое изображение, людей не видно… В душе всколыхнулась пронзительная грусть, хотя есть что-то, заставляющее верить в неизбежность светлого будущего. А еще щемящее чувство вины…
Как отметит в будущем Леонид Пастернак, открывший для себя работы Рыбака, «талант несомненный, но своеобразный».
На Украине после 1917 года тем временем происходят страшные события, сопровождающиеся еврейскими погромами. Они коснулись и семьи Рыбака - погиб отец.
Тогда молодой человек принимает решение уехать в Москву, приняв предложения преподавать в Свободной художественной студии.
Профессору было всего 23 года. Профессорская деятельность не давала широко творить в выбранном жизнью направлении.
Рыбак через два года перебирается в Берлин, где сразу находит единомышленников в обществе авангардистов - Сецессионе.
Покорение европейской публики
И. Рыбак много и результативно работает: художником в театре, иллюстратором книг на идише, осваивает мастерство скульптора, по-прежнему много пишет, занимается живописью.
Именно в Берлине в 1923 году ему впервые удается выставить на суд зрителей свои многочисленные работы, творческие циклы.
«Маленький городок» - простые люди, живущие своей, ничем непримечательной жизнью, счастливы в своей самодостаточности.
«Погром» - жестокая бессмысленность еврейских погромов, мать с безумными глазами, баюкающая свое убитое дитя, молитва в разрушенной синагоге, израненный отец…
Погром в Киеве 1919г.
Легкость живописи, простой сюжет привлекает посетителей, но чем больше они вглядываются, тем страшнее складывается картина, детали кричат о чужой беде. Ошеломленные зрители требуют автора, узнав историю его жизни, уже по-новому, прочувственно, смотрят на работы.
В те плодотворные годы молодой человек выпускает 2 альбома литографий на идиш: «Мой разрушенный дом. Воспоминания» и «Еврейские типы Украины». И снова успех!
Иллюстрации детских книг на идиш заслуживают особого внимания.
В одной книге изображения яркие с тонким юмором и прорисованными деталями. В другом произведении - птицы, словно прилетевшие из театра теней, причем каждая удивительно выразительна и узнаваема.
Возвращение В 1924 году Иссахар Рыбак делает попытку вернуться на Родину. У него есть имя, успех, он хочет быть полезен молодой стране. Сразу заявляет о своем таланте, работая над спектаклями в еврейских театрах Москвы и Харькова. Иллюстрирует детские книги.
Свои картины Рыбак оставил в Берлине, где, к сожалению, они бесследно исчезли, но остались альбомы набросков и литографий.
Но у художника новые планы. Два месяца он проводит на своей Родине, на просторах Херсонщины, где запечатлевает новый быт своих земляков после революции 1917 года.
Так родился новый альбом «На еврейских полях Украины».
Этот труд, а также другие работы, увидят свет в Москве, на выставке «Современное французское искусство» 1928 года как картины советских художников.
И снова - Париж, уже навсегда Очередная смена места жительства.
Теперь это уже утонченный, избалованный людьми искусства, Париж.
Рыбак, на удивление, быстро стал своим. Его виртуозное владение кистью было замечено и стало принадлежать «Парижской школе».
Тридцатые годы были насыщены как новыми художественными работами, так и многочисленными персональными выставками. За право презентовать творчество Рыбака боролись самые престижные выставочные салоны Франции, Голландии, Бельгии, США.
Одним из любимых дел осталось иллюстрирование детских книг. Они выходили в Киеве, Москве, Берлине. Как точно отметил популярный в 30-ые годы французский критик В. Жорж, у Рыбака все изображено преувеличенно, гротескно, но это никогда не переходит в карикатуру, так писать больше не умеет никто.
Когда Рыбак уехал в Париж, создалось впечатление, что он увез с собой детство. Потому что во Франции он, в основном, иллюстрировал книги и альбомы для детей и будто выплескивал на полотно и бумагу воспоминания детства — прекрасные, забавные, сладостные и страшные. Его живопись и книжная графика по-прежнему были виртуозны.
Творчество И. Рыбака часто сравнивают с работами М. Шагала, жившего в это же время. Каждый что-то найдет похожее и поспорит об уникальности этих талантов.
Войдя в период творческого расцвета, Иссахар Бер Рыбак погибает от внезапного приступа, вызванного туберкулезом. Болезнь мучила его с юности, напряженный труд подорвал силы. Это случилось 25 декабря 1935 года.
После его смерти интерес к тому, что он успел сделать за короткую 38-летнюю жизнь, только усилился. К счастью, были сохранены многие его картины и в 1962 году переданы в музей Рыбака в Израиле. Их во время Второй мировой войны сберегла вдова, Соня Рыбак.
Имя и творчество Рыбака хорошо известно за рубежом, учреждены почетные стипендии его имени для молодых ярких художников.
Кладбище.