Полная версия  
18+
1 0
2 608 посетителей
e

Блог пользователя evostr

Инвестиции на фондовом рынке

Об инвестициях на фондовом рынке с использованием индивидуального инвестиционного счета и не только.
27.03.2021, 12:28

Аэрофлот ждет "мягкая" национализация?

Последние несколько месяцев слышал достаточно много мнений, что вот дескать вакцинацию проведут, коронавирус победят, и Аэрофлот снова "полетит", что сейчас его акции недооценены, и он будет чуть ли не главным выгодоприобретателем от возвращения экономики к нормальному функционированию.

Нет, не будет. И по моему мнению, текущая оценка акций Аэрофлота, наоборот, слишком оптимистична. Тому есть несколько объяснений.

Во-первых, текущее финансовое состояние компании и ее операционная деятельность. 2020 год Аэрофлот закрыл с рекордным убытком в 123 млрд. рублей. Этот убыток "съел" весь добавочный капитал, который компания получила за счет SPO (о самом SPO поговорим чуть ниже). В результате текущая балансовая стоимость компании стала отрицательной, т.е. ее долги превышают ее активы. А это значит, что никакой внутренней стоимости у Аэрофлота сейчас нет, покупая его акции, вы ничего не получаете кроме долгов.

Теперь к самому долгу - общий долг авиакомпании за 2020 год вырос на 31% и составил 751,9 млрд руб, чистый долг на конец 2020 - 658,2 млрд руб. (+20,1% г/г). Рост долга произошел по двум причинам - переоценка стоимости лизинговых обязательств из-за падения курса рубля (существенная часть долга номинирована в валюте) и привлечение новых кредитов для поддержания текущей деятельности. Соотношение чистый долг/EBITDA выросло до 24,4х против 3,2х на конец 2019 г., такие цифры уже не просто намекают, а прямо трубят о надвигающейся финансовой катастрофе.

Да, в 2021 возможно в целом финансовые показатели немного и улучшатся относительно совсем уж провального 2020. Но шансы закрыть год даже с символической прибылью практически равны нулю, поэтому компании придется снова думать на тем, где взять дополнительную ликвидность - а это либо увеличение долга (интересно, много ли есть желающих давать на рыночных условиях в долг компании с соотношением чистый долг/EBITDA 24,4х?) либо новое SPO.

Теперь про SPO. Как-то большинство инвесторов про него благополучно уже забыли, но этого делать нельзя. Нужно понимать, что за счет проведенного размытия капитала по сути сейчас каждая акция - это всего лишь 0,4 от того, что было до SPO. При этом все полученные деньги не пошли на сделки M&A, инвестиции, закрытие долгов или что-то еще, что могло бы увеличить стоимость компании и ее финпоказатели в будущем. Нет, все деньги были потрачены на текущую операционную деятельность и латание дыр в бюджете, т.е. попросту "проедены".

Еще один серьезный негативный фактор для Аэрофлота - это цены на нефть в рублях. Сейчас они около исторических максимумов за счет того, что цены на нефть на глобальных рынках полностью восстановились, а курс рубля при этом восстанавливаться не стал. Почему-то мало кто вспоминает про это, но в 2018 подобная ситуация только сама по себе без всякого закрытия границ привела к серьезным убыткам авиакомпаний.

Ну и закончим текущий обзор, кратко упомянув общие риски в авиаотрасли. Сейчас в Европе во всю идет уже третья волна ковида, которая значительно увеличила риски того, что летний курортный сезон и в этом году будет скомкан. Помимо этого нужно понимать, что даже если все границы откроются, то общий спрос на авиаперелеты уже не будет прежним. Да, в первый момент возможен пик из-за отложенного спроса. Но в целом, и граждане, и компании будут урезать бюджеты на путешествия/командировки.

Как по мне, шансы полноценно выжить в такой ситуации у Аэрофлота минимальны. Естественно, государство не допустит краха компании, поддержка ей будет оказана, и летать то самолеты продолжат. Но вот компания будет "мягко" приватизирована через очередные SPO, т.е. у миноритарных инвесторов вроде бы акции и останутся, но их доля в общем объеме снизится в 5-10 раз к докризисным показателям за счет новых выпусков. Единственный вариант почему это не произойдет - это если государство решит все-таки поддержать авиакомпании напрямую субсидиями и выплатами из бюджета. Как, например, это сделали в США. Но пока почему-то наши не торопятся.

1 0
Теги: Аэрофлот

Последние записи в блоге

Ростелеком: перекладываемся обратно в префы.
Итоги полугодия и планы на будущее
Куда реинвестировать дивиденды Сбера?
Итоги 2022: лучше поздно, чем никогда
Как покупать на долгий срок когда мир вокруг рушится?
Итоги 2021 и цели на 2022
Прекрасная возможность для долгосрочного инвестора
Долгожданная коррекция - первые покупки за долгое время
Июль 2021: топчемся на месте
Ребалансировка портфеля

Последние комментарии в блоге

Март 2021: год спустя после обвала (2)
Ростелеком: компания превращается в историю роста (3)
Рынки растут, экономика рушится (2)
Итоги 2017 и цели на 2018 (2)

Теги

Алроса (10)
Аэрофлот (8)
ВТБ (14)
Газпром (5)
Детский мир (11)
Интер РАО (5)
ЛСР (5)
Лукойл (6)
Магнит (8)
Мосбиржа (5)
МТС (4)
Норникель (6)
ОФЗ (6)
Ростелеком (4)
Русгидро (5)
Сбербанк (5)
Сургутнефтегаз (7)
ФСК ЕЭС (6)
Юнипро (5)
Яндекс (6)